GMP — это не просто стандарты, это закон

0
1999
GMP — это не просто стандарты, это закон
GMP — это не просто стандарты, это закон

С 1 сентября, то есть со времени вступления в силу закона «Об обращении лекарственных средств», в России начинается перевод всех производителей лекарств на мировые стандарты качества. Эта революционная процедура должна завершиться к 1 января 2014 года.

Порочные связи

Общепринятые в мировой фармацевтике стандарты клинического и производственного циклов, известные под аббревиатурами GMP (good manufacturing practice — «надлежащая производственная практика»), GCP (good clinical practice — «надлежащая клиническая практика») и GLP (good laboratory practice — «надлежащая лабораторная практика»), по сути, лишь свод правил, регламентирующих весь цикл производства лекарств: от выборки испытуемых при клинических исследованиях, лабораторных заключениях до упаковки и транспортировки препарата.

Примерно 10% российских фармпроизводителей уже перешли на стандарт GMP, еще около 40% имеют отдельные цеха, работающие по системе GMP, однако остальные 50% не предпринимают необходимых шагов для перевода производств на мировые стандарты.

По данным Росздравнадзора на 1 апреля, деятельность по производству лекарств в России осуществляли 460 предприятий (в том числе 63 — государственной формы собственности). Объем произведенной за 2009 год продукции составил 95,6 млрд рублей (в 2008-м — на 27,8% меньше, 74,8 млрд рублей). В первом квартале 2010 года российская фармацевтическая промышленность продолжала увеличивать темпы роста: объем производства за три месяца составил 28,3 млрд рублей против 17,7 млрд рублей за аналогичный период 2009-го (прирост 59,7%).

Но «даже при таких вселяющих надежду темпах роста» часть отечественных лекарств может иметь низкое качество, поскольку их производство не подтверждено мировыми стандартами, признала в конце апреля и. о. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова на конференции «Надлежащая производственная практика (GMP) в России — благо или бремя».

Действующая в России система контроля качества (утверждена совместным приказом Минздрава и Минэкономики от 3 декабря 1999 года «О введении в действие Стандарта отрасли ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств»»), по признанию самих фармацевтов, была лишь сводом «неадаптированных рекомендаций, не имеющих статуса обязательного исполнения», формально заменившим первый вариант документа (разработка 1991 года, РД 64-125-91).

За 2009 год было выявлено и изъято 405 торговых названий 1110 серий недоброкачественных препаратов, находящихся в обороте.

В Росздравнадзоре установили взаимосвязь между качеством лекарства и допущенными при его производстве нарушениями. Действительно, нарушение внешнего вида лекарства, как правило, связано с устаревшим технологическим оборудованием или использованием упаковки, не обеспечивающей защиту препарата от внешних воздействий.

Среди наиболее часто встречающихся нарушений организации производственного процесса и контроля качества, которые привели к «браку»,— нарушения правил хранения сырья и исходных материалов, условий отбора проб, использование непредусмотренных фармсубстанций, несоответствие общепринятым стандартам помещений и оборудования и многое другое.

«GMP — это не просто стандарты, это закон, в рамках которого осуществляется производство лекарственных средств по всему миру,— отмечает директор по производству «AstraZeneca Россия» Геннадий Пяцкий.— GMP внедряет лучшие производственные практики, обеспечивающие минимизацию всех рисков, связанных с возможным несоответствием выпускаемой продукции параметрам качества, эффективности и безопасности».

Купить или построить

«Если российские производители к установленному сроку действительно будут соответствовать международным стандартам, тогда рынок станет полноценно интегрированным в мировую индустрию»,— добавил представитель другой иностранной фармкорпорации, рассматривающей вариант локализации производства в России.

А пока отсутствие международной сертификации зачастую делает производимые в России лекарственные препараты непригодными для иностранного рынка, что негативно сказывается на бизнесе. Для сравнения: в 2009 году объем импорта препаратов составил $8,99 млрд, а экспорта — только $338 млн.

И для большинства западных фармкорпораций, решивших осваивать российский рынок не только путем импорта, но также и локализации производства, отсутствие внедренных международных стандартов качества на производстве стало препятствием выхода на рынок.

В период с 2005 по 2009 год на российском фармрынке наблюдался бум сделок M&A — в собственность иностранцев перешло восемь ключевых производственных холдингов (в том числе «Нижфарм», «Акрихин», «Макизфарма» и т. д.).

Но практически на всех этих предприятиях уже были внедрены международные стандарты на всем цикле производства, поэтому они легко встроились в иностранные корпорации. Приобрести другие фармкомпании желающих не нашлось.

«Строительство производства «с нуля» дешевле переоборудования действующего завода без стандартов GMP ровно на величину стоимости сноса и утилизации старого здания и оборудования непригодной площадки»,— констатирует Геннадий Пяцкий.

Согласно исследованию ЦМИ «Фармэксперт», вероятность строительства предприятия «под ключ» европейскими дженериковыми компаниями гораздо выше, чем покупка российского предприятия. Этого же мнения придерживается и вице-президент по производству Nycomed в России Климент Мэттис, который полагает, что строительство нового завода обойдется производителям дороже на 20-40%, чем приобретение российского производителя.

Больные деньги

По расчетам одного из представителей российской фармкомпании, на модернизацию предприятия, выпускающего более 300 млн упаковок в год, потребуется порядка $20-30 млн. И деньги эти возьмут с покупателей лекарств, то есть больных. «Чтобы сохранить маржинальность производства, компенсация расходов будет осуществляться за счет увеличения стоимости лекарства на 20-30%»,— рассуждает собеседник «Ъ».

По данным директора ЦМИ «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, маржинальность при производстве традиционных препаратов составляет всего 5-10%, небрендированных дженериков — 15-20%, брендированных дженериков — 35-40%, инновационных препаратов — 50-60%.

Судя по всему, отечественным производителям не обойтись без федеральной поддержки. Чиновники считают, что расходы по переходу на GMP производители смогут частично компенсировать отменой с 1 сентября процедуры предварительного контроля качества лекарств.

Ирина Парфентьева / КОММЕРСАНТЪ