ФЦП о развитии фарминдустри России — утверждена!

0
814
В.В.Путин в Томске (14 марта)
В.В.Путин в Томске (14 марта)

Правительство намерено снять страну с иглы лекарственного импорта — утверждена федеральная целевая программа о развитии фармацевтической и медицинской промышленности России до 2020 года и дальше. Документ публикует сегодня «Российская газета».

Эксперты фармрынка не раз предупреждали, что гибель отечественного фармпрома в 90-е годы прошлого века нам еще «аукнется». Конечно, заполнивший аптечные полки импорт — это была единственная на тот момент возможность быстро ликвидировать тотальный лекарственный дефицит. Но есть и обратная сторона медали — возникшая зависимость от импортных поставщиков лекарств практически по всем группам препаратов.

В результате все госпрограммы, направленные на улучшение лекарственного обеспечения, в большой степени перекачивали бюджетные деньги зарубежным производителям — шла ли речь о снабжении стационаров или выполнении обязательств перед льготниками, имеющими право на получение бесплатных лекарств.

Финансовый кризис, который мы пережили в 2008-2009 годах, расставил точки над «i»: вслед за обесцениванием рубля и укреплением доллара и евро цены в аптеках рванули вверх. И вплотную встал вопрос не просто о доступности лекарств большинству населения, а об обеспечении лекарственной безопасности. Возможно, именно кризис ускорил «созревание» крайне важного политического решения: фармацевтическую отрасль,ставшую полностью частной, государство, тем не менее, должно поддержать. Определить стратегически важные направления, наметить наиболее рациональные методы и способы такой поддержки. Для этого, собственно, и была подготовлена программа, в просторечье именуемая «фарма-2020» (хотя речь в документе идет не только о развитии российских фармацевтических мощностей, но также и производстве медицинской техники).

От чего стартуем? Потребление лекарств на одного человека в год составляет у нас $90-100, в развитых странах — в 5-10 раз больше.Доля потребления лекарств, произведенных в России, в денежном выражении равна 20 процентам (и порядка 60-70 процентов — в натуральном). Но дело не только в объемах. Отечественные производители конкурентно проигрывают не только мировым фармлидерам, разрабатывающим инновационные препараты, но даже производителям дженериков (воспроизведенных копий оригинальных лекарств). Из 400 фармзаводов, расположенных в России, лишь единицы работают по международным стандартам надлежащей производственной практики, обеспечивающей высокое качество лекарств (стандарты GMP). Основная масса площадок нуждается в технологической реорганизации.

Между тем, российский рынок потенциально очень привлекателен: ведь сегодня Прошлым летом был утвержден перечень из 57 лекарственных препаратов, имеющих стратегически важное значение, которые должны быть запущены в производство на территории России уже в ближайшее время. В частности, это препараты для анестезии, для лечения ВИЧ-инфекции, гепатита С, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Все они предназначены для лечения болезней, вносящих наибольший вклад в показатели смертности.

При всем при том программа ставит весьма амбициозные цели: не просто «заткнуть» лекарственные дыры (хотя и это — вполне достойная задача), но обеспечить собственные разработки инновационных препаратов, способных составить конкуренцию на международном уровне.

Программу поддержали участники рынка. По мнению гендиректора Ассоциации российских фармпроизводителей Виктора Дмитриева, снижение зависимости страны от импортных лекарств и сырья (а это один из ключевых принципов программы) крайне важно. Один из рычагов, которым можно стимулировать производителей, — отдавать предпочтение при госзакупках именно российским лекарствам. «Однако пока ситуация, сложившаяся в бюджетных закупках, не очень оптимистична, — констатирует Дмитриев. — Доля локально произведенных лекарств упала с 20 процентов в 2005 году до 3,5 процента в 2009-м. Пока нет определения российского лекарственного препарата, нельзя точно сказать, выполнимы ли цифры, заявленные в концепции. Если считать расфасовку и упаковку на территории нашей страны ввезенных импортных лекарственных средств отечественным товаром, то долю в 50 процентов мы сможем достичь года через два. Если же говорить о реальном производстве лекарств, то достижение поставленных задач, скорее всего, отодвигается на более далекую перспективу».

О том, что программа «Фарма-2020» — это большой шаг вперед, говорит и глава Союза профессиональных фарморганизаций Геннадий Ширшов: «Это серьезное свидетельство того, что государство серьезно заинтересовано развивать фармацевтическое производство и готово стимулировать этот процесс». В союз входят крупнейшие международные фармкомпании. Естественно, их волнует вопрос локализации производства в России. Для нашей страны это тоже может быть выгодно, ведь строительство новых заводов с нуля намного проще, по сравнению с модернизацией старых площадок, обеспечит переход на международные стандарты качества.

«Чтобы «большая фарма» инвестировала в Россию, необходимо выполнение по меньшей мере трех условий, — полагает Геннадий Ширшов. — Во-первых, обеспечение устойчивого спроса или сбыта готовой продукции. Например, через систему тех же госзакупок. Иначе кто будет наращивать объемы производства, не будучи уверенным, что сможет продать готовые лекарства? Во-вторых, крайне важно, чтобы государство установило четкие правила игры на фармрынке, в том числе и в требованиях к качеству лекарств. В-третьих, привлечь иностранные компании может необходимость сохранить свои позиции на российском рынке. Этот фактор тоже стоит учитывать госструктурам, осуществляющим регулирование рынка».

Выход отечественной продукции на мировые рынки возможен только после полного перехода отрасли на GMP, единодушны эксперты. Пока не очень понятно, какие 75 предприятий из 400 зарегистрированных в России будут перевооружены, по каким критериям будет производиться финансирование отрасли.

Но зато крайне важно, что в концепции много внимания уделяется кадровой политике. Ведь, действительно, «голод» на классных специалистов в области фармацевтики у нас крайне высок, а подготовку их на территории страны без самого плотного участия государства в лице минобрнауки и других заинтересованных ведомств решить невозможно.

Ирина Невинная
Российская Газета

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 91 г. Москва «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»»

В целях реализации государственной политики в сфере разработки и производства лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (далее — Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011 — 2020 годах региональных целевых программ, направленных на развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации, учитывать положения Программы.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» публикуется на сайте «РГ».