Ставка на создание фармацевтических кластеров

0
1767
Сергей Цыб: Центром кластеров должны стать крупные НИИ или университеты
Сергей Цыб: Центром кластеров должны стать крупные НИИ или университеты

У биофармкластера «Северный» есть все шансы стать одним из крупнейших в стране. Перспективы его развития обсудили в Московском физико-техническом институте (МФТИ) на международной конференции, посвящённой инновациям в области фармацевтической и медицинской промышленности.

В России сделали ставку на создание фармацевтических кластеров. Сегодня это понятие звучит не менее модно, чем когда-то технопарки или бизнес-инкубаторы. С нормативной точки зрения пока не очень понятно, что такое кластер, поэтому, как отметил Сергей Цыб, директор Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России, чтобы избежать путаницы, в его ведомстве дали своё определение исходя из задач реализации стратегии «Фарма-2020».

Кластер – это отраслево-территориальное добровольное объединение предпринимательских структур, которые тесно сотрудничают с научными учреждениями, общественными организациями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и содействия экономическому развитию региона.

Фармкластеры на карте России
Фармкластеры на карте России

В стратегии «Фарма-2020» определены регионы, где могут появиться и уже появились такие кластеры. В первую очередь речь идёт о Москве и Санкт-Петербурге с областями, а также Ярославской, Нижегородской, Свердловской, Волгоградской областях, республике Татарстан. Это не окончательный список. С 2015 года, согласно утверждённой правительством России ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности …» будут выделяться средства на капитальное строительство объектов, включая те, которые входят в кластеры или будут ядром вновь создающихся.

Общий бюджет ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» – 188 миллиардов рублей, из них внебюджетных средств – 65 миллиардов. Основная цель ФЦП – переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития, то есть создание в стране устойчивой системы разработок и коммерциализации инновационной фармацевтической и медицинской продукции. 77 процентов бюджетного финансирования программы пойдёт на НИОКР, 21 процент – на капитальные вложения. Результат ФЦП – к 2020 году доля отечественной фармпродукции на рынке России увеличится с сегодняшних  20 до 50 процентов.

«Мы считаем, что центром кластеров должны стать крупные НИИ или университеты, – сказал Сергей Цыб. – Вокруг них будут группироваться малые предприятия, начнёт активно развиваться инфраструктура. Всё это будет направлено на объединение прикладной науки и производственной сферы».

БФК «Северный» создали на базе МФТИ. Почему именно физико-технический институт стал центром живых систем, объяснил ректор вуза Николай Кудрявцев.

Как физики в биологию подались

Николай Кудрявцев: Сегодня биофизика и медицина – мейнстрим для Физтеха
Николай Кудрявцев: Сегодня биофизика и медицина – мейнстрим для Физтеха

Физика живых систем в Физтехе началась с создания в 1976 году одноимённой кафедры под руководством профессора Шумакова. «Тогда физика и биология казались абсолютно несовместимыми направлениями. Поэтому остаётся только удивляться дальновидности этого учёного», – отметил ректор. В 1982 году появился факультет физико-химической биологии, а в 1997-м – молекулярной и биологической физики. Позже, в 2008-м и 2009-м, открыли научно-образовательный центр «Нанобиотехнологии» и факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Наконец, в прошлом году на базе МФТИ начал формироваться биофармацевтический кластер «Северный».

«Сегодня биофизика и медицина – мейнстрим для Физтеха, – подчеркнул Николай Кудрявцев. – Хотя раньше эта тема не была для нас ведущей, многие выпускники вуза стали руководителями крупнейших фармкомпаний в стране. Знания в области физики позволяют намного быстрее продвигаться в развитии методов диагностики, которые основаны на физических принципах, – томография, ультразвук и прочее».

В Физтехе большие планы по развитию биотехнологического направления. В частности, с РГМУ здесь запускают пилотную программу по совместной подготовке врачей. Ну и конечно, масса надежд возлагается на БФК «Северный». На территории вуза появится биофармацевтический корпус общей площадью 9 тысяч квадратных метров. Там будут располагаться специализированные лаборатории, производственные площадки, бизнес-инкубатор для инновационных стартапов и другие структуры.

Вписаться в новый тренд

Андрей Иващенко: То, что Физтех смещается в область живых систем, – это тренд. Не физтеховский, не российский, а мировой
Андрей Иващенко: То, что Физтех смещается в область живых систем, – это тренд. Не физтеховский, не российский, а мировой

«Хотя я сам выпускник Физтеха, надо признать, что XXI век – век живых систем, – заявил председатель совета директоров Центра высоких технологий “ХимРар” Андрей Иващенко. – То, что Физтех смещается в область живых систем, – это тренд. Не физтеховский, не российский, а мировой. Связан он, конечно, с расшифровкой генома человека. Россия в этом плане на 10–15 лет отстала. У нас только недавно появилась стратегия “Фарма-2020”, и мы только теперь пытаемся хоть как-то вписаться в данный тренд».

Как именно? В плановой экономике центрами были наукограды, в ХХI веке возникают инновационные кластеры. Это не российское изобретение. Так, первый появился на базе Стэнфорда в начале 1950-х годов. Сегодня в мире насчитывается около 900 кластеров в разных сферах. По мнению Иващенко, в стратегии «Фарма-2020» абсолютно правильно определён механизм развития отрасли с помощью кластеров, создаваемых на базе крупных университетов, где есть инновационно мотивированная молодёжь и поэтому – место для развития пояса малых инновационных предприятий.

Почему базой для БФК «Северный» выбран Физтех? По словам Андрея Иващенко, в XXI веке биология стала инженерной наукой. А МФТИ – один из лучших в стране вузов, где готовят инженеров, одновременно обладающих фундаментальными знаниями и практическими компетенциями. Кроме того, у выпускников Физтеха буквально «в крови» высокий уровень технологического предпринимательства, что необходимо для развития наукоёмких компаний. Для работы кластера можно привлекать квалифицированных сотрудников вуза, в том числе студентов старших курсов, а также иметь дополнительные возможности для получения государственного и частного финансирования на проекты.
Фармкластер – интерфейс между наукой и бизнесом

В идеале фармкластер должен включать в себя несколько ключевых элементов, сообщил директор по трансляционным исследованиям ЗАО «Исследовательский институт химического разнообразия» ЦВТ «ХимРар» Василий Казей: фундаментальную науку, стартап-компании, промышленное производство и дистрибуцию.

Большинство создаваемых в России фармкластеров сосредотачивается на выпуске лекарств. БФК «Северный» – фармкластер полного цикла, то есть здесь занимаются всем спектром работ – от исследований до продажи готовой продукции. Главная идея кластера – создать интерфейс между наукой и бизнесом на основе малых инновационных предприятий. По сути, восполнить тот разрыв между исследованиями и их коммерциализацией, который возник в результате резкого ослабления российской прикладной науки на рубеже XX и XXI столетий. Главные задачи БФК – улучшить обеспечение населения жизненно важными лекарствами и усилить конкурентоспособность фармпромышленности, в частности за счёт внедрения в производство инновационных препаратов как на территории кластера, так и в России в целом.

В БФК входят лидирующие отечественные фармкомпании: Центр высоких технологий «ХимРар», «Акрихин», «Протек», «Фармстандарт», «Ниопик», «Фармзащита», а также МФТИ, Фонд «Сколково», Институт медико-биологических проблем (ИМБП) и аэропорт Шереметьево. Участие последнего может кого-то удивить, но его вхождение в состав фармкластера объясняется просто: с помощью аэропорта в страну ввозится материал для биотехнологических экспериментов.

Каждая из организаций БФК участвует в различных этапах разработки лекарств. Так, в моделировании проектов наиболее активен Физтех и ИМБП (у института уникальный виварий – с грызунами, собаками и обезьянами). За роботизированный синтез на биомишенях отвечает «ХимРар» и «Ниопик». За клинику и дистрибуцию – «Протек», «Фармстандарт», «Акрихин», «Фармзащита».

В ближайшие пять лет БФК планирует запустить несколько крупных научно-исследовательских проектов, открыть корпоративные лаборатории в Физтехе, создать кластерную инфраструктуру и модернизировать существующие производства.

Целевые показатели работы БФК «Северный» к 2020 году
Целевые показатели работы БФК «Северный» к 2020 году

В чём выгода

Для чего фармкомпании объединились в кластер и как собираются добиваться поставленных целей – на эти вопросы в ходе конференции дали ответы основные участники БФК «Северный».

«Печально, что сегодня доля отечественных субстанций, используемых в производстве, составляет всего 2 процента, а доля локальной продукции не превышает в стоимостном выражении 22 процентов, – констатировал первый заместитель гендиректора ЗАО “Сотекс” группы компаний “Протек” Павел Медведев. – На мой взгляд, это недопустимо, и мы должны сделать всё возможное, чтобы изменить сложившуюся ситуацию и существенно улучшить конкурентоспособность нашей продукции».

Фармотрасль развивается, и, чтобы совершить прорыв, нужны партнёры, поэтому в 2010 году компания «Сотекс» заключила стратегическое партнёрство с ЦВТ «ХимРар», планируется создание совместного предприятия. Преимущества участия в работе фармкластера связаны прежде всего с синергией компетенций, подчеркнул Павел Медведев. За счёт этого удастся снижать риски и быстрее выводить продукцию на рынок.

«На сегодняшний день ни одна российская фармкомпания не способна самостоятельно разрабатывать оригинальные препараты, – заявил Иван Тюляев, первый вице-президент компании “Акрихин”. – Нет у них такого потенциала. Создание кластеров – правильное и признанное в мировой практике решение. Мы должны объединиться вокруг науки. В Физтехе сохранилось всё: и лабораторный, и кадровый потенциал, и т.д. Было бы грех не использовать для сотрудничества все эти условия. Решение о вхождении в кластер принималось не спонтанно. Мы долго притирались, детально обсуждали задачи фармкластера. Никто нас сюда не загонял метлой. Мы добровольно пришли с одной-единственной целью – обеспечить российское здравоохранение современными, эффективными, безопасными, доступными лекарствами. И никакой корысти у нас нет».

Первая история успеха

Фармкластеру «Северный» уже есть чем гордиться – его участники разработали препарат «Гемостоп». Это кровоостанавливающее средство в виде стерильного порошка. О том, как оно создавалось, рассказал Виктор Назаров, директор научно-производственного центра «Фармзащита» (центр занимается всей фармакологией экстремальных ситуаций, то есть разработкой и производством средств защиты жизни и здоровья персонала радиационно- и химически опасных объектов, вооружённых сил, подразделений особого риска).

В 2008 году перед «Фармзащитой» встала задача разработать средство для остановки интенсивного кровотечения, которое возникает при минно-взрывных ранениях с повреждением крупных кровеносных сосудов. Единственный способ остановить кровь – наложить жгут. Но сделать это не всегда возможно, как, например, при ранениях шеи, подмышечной области, таза (паха, ягодиц). В этих случаях пострадавший почти сразу погибает – в течение 7–8 минут.

«В нашем центре хорошие биологи и химики, но нет физиков, – сообщил Виктор Назаров. – Мы обратились за помощью в “ХимРар”, к Андрею Иващенко. Тот, узнав задачу, пошёл в Физтех. Совместно со специалистами вуза были сформированы требования к продукту. Учёные придумали, что это должен быть пористый материал с эффектом наномолекулярных сит, а также с определённым химическим наполнением, стимулирующим свёртывание крови на различных стадиях. После этого у себя в центре мы разработали технологию производства. А дальше обратились в Институт медико-биологических проблем, где провели весь цикл испытаний препарата».

Так, благодаря кооперации усилий, нескольких организаций удалось создать эффективный материал-основу для остановки крови за 2–3 минуты. Сегодня это лекарственное средство зарегистрировано в семи странах мира. Госкомиссия приняла решение о снабжении этим препаратом подразделений вооружённых сил Российской Федерации, так что у каждого солдата данное средство появится в аптечке.

«Основное преимущество фармкластера – разная специализация компаний, которые входят в его состав, – отметил Виктор Назаров. – Есть возможность друг друга поддерживать и взаимодополнять. Кроме того, огромное преимущество фармкластера как структуры в том, что у него большой потенциал для получения господдержки».

Муравьёва Марина Наука и технологии России