Успех Петербургского фармкластера эксперты связывают с наличием уникальной научной базы

0
850
Санкт-Петербургский фармкластер
Санкт-Петербургский фармкластер

Фармацевтическая отрасль Петербурга работает по кластерной схеме и является редким примером жизнеспособности идеи объединения организаций по отраслевому признаку и общей стратегии их продвижения. Успех кластера эксперты связывают с наличием в Петербурге уникальной научной базы, основой которой является Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия.

Концепция кластера фармацевтической промышленности была создана в 2010 году, а в 2011 году — принято решение о включении в него и медицинской промышленности. Помимо компаний-производителей, в этой системе сотрудничают профильные органы государственной власти, потенциальные российские и иностранные инвесторы, разработчики субстанций и лекарственных препаратов, производители медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Особенность Петербурга в том, что здесь решение насущных проблем фармотрасли страны ведется в рамках государственно-частного сотрудничества. Так, основным вопросом для инвесторов остается наличие инфраструктуры, где они могут создавать заводы, считает директор некоммерческого партнерства «Медико-фармацевтические проекты. XXI век» Дмитрий Чагин. В Петербурге в качестве приоритетных площадок для размещения новых производств выделены территории особой экономической зоны «Санкт-Петербург» (филиал государственной компании ОАО «Особые экономические зоны») и промышленная зона «Пушкинская».

Инвестиции резидентов

Из 34 резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург» почти треть (11 компаний) относится к фармкластеру. «Общий объем заявленных инвестиций со стороны фармкомпаний составляет около 15,3 млрд рублей, — рассказывает руководитель филиала ОАО «Особые экономические зоны» в Санкт-Петербурге Фарид Вердиев. — На данный момент в проекты на территории ОЭЗ ими уже инвестировано около 6,3 млрд рублей».

На площадке «Нойдорф» операционную деятельность ведут две компании: в административном центре работают исследовательские лаборатории ЗАО «Фарм-холдинг» (входит в группу «Герофарм») и ЗАО «Биокад». Вторая компания также владеет заводом по производству моноклональных антител мощностью 160 кг продукции в год. К 2018 году «Биокад» планирует удвоить мощности на площадке «Нойдорф», аналогично первому этапу вложив в строительство около 330 млн рублей. Предполагается, что компания сможет экспортировать созданные препараты на сумму $180-260 млн ежегодно. Уже заключены контракты на поставку субстанций на территорию восьми зарубежных стран. В мае 2014 года 50% компании у Газпромбанка выкупил Millhouse Романа Абрамовича, еще 20% отошли крупнейшему производителю лекарств — компании «Фармстандарт». Остальные акции остались в руках основателя и генерального директора «Биокада» Дмитрия Морозова, который продолжает управлять фармпроизводством с годовым оборотом 3 млрд рублей.

Основная проблема, с которой столкнулся резидент, состояла в том, что получение разрешений на строительство, сдачу в эксплуатацию и других юридических документов занимало больше времени, чем строительство самого завода. Однако без поддержки города, говорят в компании, развитие фармкластера в Петербурге было бы невозможно. «Фармацевтические компании полностью освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении вновь введенных в эксплуатацию основных средств производства, до 13,5 процента снижена ставка налога на прибыль, срок пользования налоговыми льготами увеличен с трех до пяти лет, для инвесторов снижена арендная плата за землю на период строительства и реконструкции», — описывают в пресс-службе «Биокада» льготы резидентам ОЭЗ.

В процессе стройки

В ближайшие два года свои производства на площадке «Новоорловская» запустят «Витал Девелопмент Корпорэйшн», «Новартис Нева», «Вертекс» и ЗАО «МБНПК «Цитомед»». «На текущий момент большая часть резидентов находится в активной стадии строительства, затем их ждет довольно длительная процедура лицензирования фармпроизводств, которая занимает около года», — говорит Фарид Вердиев. Таким образом, петербургские резиденты ОЭЗ из фармацевтической отрасли начнут поставлять продукцию на рынок России и Санкт-Петербурга не ранее 2016 года. «Большинство проектов «заточены» под программу «Фарма 2020″ и выйдут на проектные мощности как раз к 2020 году», — добавляет он.

Компания «Герофарм» строит завод в промзоне «Пушкинская» стоимостью 1,5 млрд рублей. Предприятие будет производить активные фармацевтические субстанции (5 тонн в год), твердые лекарственные формы (500 млн таблеток в год) и преднаполненные шприцы (10 млн штук в год).

«В промышленной зоне «Пушкинская» существовала проблема по предельно допустимой высотности: в пределах установленных ранее норм невозможно реализовать ни один промышленный объект. Наш проект — это сложное инженерное сооружение, высотность которого обусловлена используемыми технологиями производства активных фармацевтических субстанций, — делится опытом генеральный директор «Герофарм» Петр Родионов. — Мы несколько раз поднимали вопрос о том, что увеличить эти показатели для всей территории, и в итоге вопрос был решен, но занял длительное время». Похожая ситуация сложилась и по решению вопроса о продлении инвестиционного соглашения, в связи с чем сроки завершения проекта пришлось перенести на начало 2016 года.

Система сотрудничества

«Важным преимуществом реализации проекта в рамках кластера является то, что город обеспечил развитие дорожного сообщения и коммуникаций, инженерных сетей«, — выделяет положительные стороны господин Родионов.

По словам Дмитрия Чагина, потенциал отрасли зависит только от планов компании. Он приводит в пример современный завод компании «Полисан». «Это блестящий завод, выстроенный по стандартам GMP, и компания производит на нем оригинальные препараты. Многие крупные производители, такие как Phizer, Astra Zeneca, интересуются возможностью размещать на линиях «Полисана» свои производства. И если со стороны европейских фирм в данный момент мы видим замешательство, то Индия и Китай готовы будут, несмотря ни на какие санкции, нам это производство предоставить», — говорит господин Чагин. Другой пример — «Биокад», владеющий регистрацией на один препарат, планирует в течение трех-четырех лет увеличить портфель до 36 препаратов. По словам Дмитрия Чагина, успех петербургского фармкластера таится в наличии высококвалифицированных кадров, воспитанных в рамках целого пула учебных заведений и научных организаций — и в первую очередь это Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия.

Прореха в системе сотрудничества состоит в отсутствии долгосрочного государственного заказа на ту продукцию, которая производится выстроенными при поддержке того же государства заводами. «Весь мир работает по системе «инвестиции в обмен на рынок», — говорит Дмитрий Чагин. — Надо строить работу таким образом, чтобы город давал заявку о необходимых препаратах заранее. Тогда инвестор будет вкладываться в технологии, которым в течение, например, десяти лет, будет обеспечен сбыт. Это законодательство надо прорабатывать и увязывать с 44-ФЗ и антимонопольным законодательством». Пока госзаказа нет ни у «Биокада», ни у «Герофарма».

«Пока наша продукция реализуется в основном в рознице. Мы еще только начинаем заниматься госзаказами, но планируем наращивать долю в этом сегменте, — комментирует Петр Родионов. — «Герофарм» — единственная компания в России, которая производит генно-инженерный инсулин по полному циклу: от субстанции до готовой формы, и сейчас город серьезно рассматривает закупку инсулинов именно нашего производства».

Автор: Елена Большакова

Источник: Коммерсант