Не нужно быть сотрудником Минздрава, чтобы увидеть подорожание на аптечных прилавках. Почувствовать его на себе в момент банальной простуды или когда покупаешь таблетки от давления по просьбе бабушки. Но теперь этот факт уже официально признали и чиновники в Министерстве здравоохранения РФ, заявив, что до четырёх процентов за год выросли цены даже на жизненно важные препараты, стоимость которых регулирует государство.
Производители и продавцы не могут сами поднимать цены на лекарства, признанные самыми важными при лечении смертельно опасных заболеваний. Их предельную цену регистрирует и контролирует Минздрав. Всего это примерно 40 процентов от числа всех аптечных наименований. И вот на остальных 60 процентах и оптовики, и розничные сети отыгрываются, как только могут. К примеру, разница в цене на обычный аспирин в аптеках Екатеринбурга колеблется от двух до 220 рублей! Кстати, аспирин – зарубежный препарат. А вот его отечественный аналог – ацетилсалициловая кислота – не дороже 20 рублей. Между прочим, специалисты как один, уверяют: его действие в конечном счёте никак не отличается от зарубежного.
– В последнее время себестоимость препаратов увеличилась, – поясняет финансовый директор ОАО «Ирбитский химико-фармацевтический завод» Оксана Агиевич. – На это повлияли выросшие курсы валют и необходимость использовать в производстве импорт. В частности, львиная доля фармацевтических субстанций (основное действующее вещество таблетки) ввозятся из Китая и Индии, картон для упаковок и плёнка ПВХ изготавливаются из зарубежного сырья, следовательно, они подорожали. Отечественный производитель также поднял цену на фольгу для блистеров и ламинированную бумагу. Если нам не позволят увеличить цену жизненно важных препаратов с учетом новых цен на сырье, мы будем вынуждены либо прекратить их выпускать, либо заложить её в цену других лекарств.
Надо сказать, что ирбитский фармпроизводитель — это одно из трёх предприятий России, которое сохранило и развивает собственное производство лекарственных субстанций (26 наименований). К сожалению, для синтеза субстанций тоже используется несколько наименований импортного химического сырья. Однако, в случае реализации даже крайне плохого сценария развития отношений с Западом мы с вами, дорогие земляки, не останемся без лекарств. Кстати, здесь выпускают 70 наименований медицинских препаратов.
– Если зарубежные препараты, повышаясь в цене на 20 процентов, сразу дорожают на несколько сотен рублей, то те же 20 процентов для отечественных препаратов в реальности выразятся в рублях или в десятках рублей, – поясняет «ОГ» провизор аптеки «Фортуна Ека» Ольга Зырянова. – К примеру, несколько месяцев назад капли от насморка нафтизин стоили 20 рублей, а сейчас стоят около 30 рублей. Покупатель такого повышения цены практически и не заметил…
Не так с импортными средствами: за более дешёвыми горожане готовы ехать в другой район. В одной из самых широких аптечных сетей Среднего Урала «Классика» «ОГ» рассказали, что им приходится следовать за покупательским спросом. Чаще потребители спрашивают отечественные препараты (то есть более дешёвые) – больше их и завозят на прилавки. Правда, в «Классике» заверили, что граждане привыкли к импортным лекарствам и сохраняют им верность…
– Всё дело в рекламе! – убеждена провизор Ольга Зырянова. – У зарубежных средств большие промо-бюджеты, а люди у нас доверчивые, больше верят не врачам, а телевизору. Отечественные аналоги почти всегда не уступают импортным препаратам, и они должны быть на аптечных полках в достаточном количестве.
В последние пару месяцев Ирбитское фармпредприятие действительно получило немного больший заказ на продукцию, чем был прежде. Однако здесь считают, что это стечение обстоятельств, хотя к увеличению спроса готовы.
– Возможность производить больше лекарственной продукции на «Ирбитском химико-фармацевтическом заводе» есть, – говорит Оксана Агиевич. – Думаю, мы сможем обеспечить увеличивающийся спрос. Главное, чтобы аптеки не стеснялись продавать отечественные дешёвые препараты и выкладывать нашу продукцию на полки.
Источник: Областная газета