Зарубежные препараты придут на российский рынок в отечественных упаковках

0
1853
Валерий Яковенко
Валерий Яковенко

Согласно постановлению правительства, подписанному Дмитрием Медведевым, в госзакупки теперь не смогут попадать иностранные лекарства, у которых есть хотя бы два российских (или производимых странами ближнего зарубежья) аналога. Документ касается препаратов из списка жизненно важных и необходимых.

О том, не лишит ли данное постановление российских пациентов лекарств, которые действительно помогают, а не вредят здоровью, «Южноуральская панорама» поговорила с первым заместителем генерального директора ОАО «Областной аптечный склад» Валерием Яковенко. Он объяснил, что означает «третий лишний» в госзакупках и почему российские фармацевтические компании все еще не могут перейти на международные стандарты качества.

Валерий Анатольевич, специалисты Минпромторга считают, что ограничение допуска иностранных фармпроизводителей к госзакупкам — реальная поддержка отечественного фармацевтического производства. Но можем ли мы сегодня сами обеспечить пациентов действительно качественными лекарствами?

Говорить о том, что наши препараты низкого качества, что они калечат, я бы не стал. Основная масса наших лекарств производится из субстанций, которые мы закупаем за рубежом (в Европе, Индии, Китае) у крупных производителей наряду со многими другими странами, которые занимаются фасовкой и упаковкой на своих заводах.

Приоритет к отечественным лекарствам со стороны правительства понятен — это экономия денег, так как наши препараты значительно дешевле. Кроме того, это реальная поддержка и стимулирование производства наших немногочисленных фармацевтических заводов. К слову сказать, в 90‑е годы западные фармацевтические компании приложили немало усилий, чтобы разрушить нашу фармацевтическую промышленность.

В чем суть постановления?

Оно подразумевает ограничение по принципу «третий лишний» в отношении импортных лекарств. Это означает, что, если в торгах участвуют два российских производителя лекарств, иностранные компании к госзакупкам допускаться уже не будут. То есть третий поставщик с импортным препаратом будет отклонен от участия на поставку в лечебное учреждение. В данном постановлении речь идет только о жизненно необходимых и важнейших препаратах. Оригинальные высокотехнологичные лекарства, не имеющие пока аналогов в России, под ограничения не подпадут.

Всего сегодня в перечне важнейших препаратов — 608 международных непатентованных наименований (то есть формул) лекарств. Эти социально значимые медикаменты бесплатно выписываются льготникам, также их получают российские стационары. Из них 282 — это те лекарства, которые производятся в России. Собственно, именно эти лекарства и будут закупаться по новым правилам.

Добавлю, что постановление предполагает одну уступку иностранным фармпроизводителям. До конца 2016 года под ограничения не подпадают импортные лекарственные препараты, которые упаковываются на территории России. Они будут считаться отечественными.

Какую долю сегодня зарубежные лекарственные препараты составляют на отечественном рынке?

Их доля составляет 60 %. Планируется снизить эту цифру за счет расширения производств. Мировые производители уже начали строить свои предприятия на территории России. При производстве лекарств они будут использовать импортные составляющие, но изготавливаемые лекарственные препараты будут считаться российскими, так как производство находится на территории РФ.

Может ли возникнуть ситуация, когда пациенту понадобится препарат, который не производится в России, и у нас нет его аналога? Что тогда?

Если пациенту по жизненным показаниям будет необходимо лекарство, не зарегистрированное в России, то по письму федерального Росздравнадзора любой субъект РФ сможет заказать и закупить необходимый препарат за границей для конкретного человека. Но это происходит крайне редко и касается особо тяжелых случаев.

Все западные фармпроизводства соответствуют международным стандартам GMP, чего в России пока не достигли, хотя вопрос о переводе российских производств на работу по этим стандартам обсуждается уже несколько лет. Поясните, что это за сертификация и почему с ней такие трудности?

Этот вопрос действительно обсуждается. Планируется, что с 2017 года все отечественные фармацевтические компании должны будут проходить международную сертификацию по данным стандартам, которые очень строго регламентируют процессы производства, конфигурацию объектов производства, технологические циклы, оптимальную организацию труда, источники сырья и т. д. Проблема в том, что многие наши производства существуют еще с советских времен, и очевидно, что они будут испытывать серьезные трудности при переходе на GMP. Поэтому пока сложно сказать, когда мы перейдем к этим стандартам и перейдем ли.

Екатерина Сырцева