Некоторые регионы закупают препараты из списка жизненно важных по завышенным ценам, что свидетельствует о низком уровне ценового регулирования со стороны Минздрава России, считают эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье».
Накануне федеральные СМИ сообщили, что Минздрав и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не могут согласовать друг с другом порядок перерегистрации лекарств из списка жизненно важных и необходимых. В последние три месяца процедуру не смогли пройти десять компаний. По словам производителей, Минздрав требует подачи нового пакета документов на регистрацию, если меняется или расширяется площадка производства препарата, а в ФАС заявляют, что при таких изменениях согласование с антимонопольным ведомством не требуется.
«Бюрократические проволочки становятся приметой и так непростого для производителей отечественных лекарств времени. Но вопрос регистрации цены также тесно связан и с тем, как соблюдаются эти самые предельные цены, которые устанавливает Минздрав на список жизненно важных лекарств, чтобы не допустить скачков цен и ущемления прав потребителей. Наш анализ показал, что с этой задачей министерство также справляется неудовлетворительно», — говорит директор Фонда «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.
По данным Фонда «Здоровье», некоторые регионы проводят торги в обход закона и заключают контракты с дистрибьюторами на закупку лекарств по ценам, превышающим предельные зарегистрированные.
Например, Минздрав Республики Марий Эл закупил 76 упаковок препарата ритуксимаб, применяемого при лечении онкологических заболеваний, по цене, превышающей зарегистрированную предельную отпускную (67 123,3 рубля с учетом НДС), — по 83 751,69 рубля. Байкаловская центральная районная больница Свердловской области закупила тот же препарат по 70 083,33 рубля.
Для сравнения, Сургутская окружная клиническая больница Ханты-Мансийского АО нашла возможность закупить тот же препарат всего лишь по 60 451,60 рубля за упаковку.
«Получается, что в Марий Эл переплата только по одному контракту по сравнению с ХМАО составила более 1 миллиона 770 тысяч рублей, а в Свердловской области – более 732 тысяч рублей. Эти деньги могли пойти на закупку других необходимых лекарств», — подчеркнул Гаврилов.
Такие же нарушения, по мнению экспертов, допускаются регионами даже при закупке относительно дешевых лекарств. Например, Первомайская ЦРБ имени А.Ф.Воробьева (Алтайский край) заключила контракт на поставку применяемого при гипертонии эналаприла (10 мг № 20) по цене 24,2 рублей за упаковку при зарегистрированной предельной отпускной цене 11,4 рубля с учетом НДС. В то же время Специализированная психиатрическая больница № 7 Краснодарского края закупила эналаприл по 9,02 рубля за упаковку. Такая неоправданная разница в ценах помешала Первомайской ЦРБ закупить еще 151 упаковку препарата без выделения дополнительных средств.
«Нужно неукоснительно соблюдать действующее законодательство, чтобы более экономно и эффективно расходовать бюджетные средства на лекарственное обеспечение россиян», — заключил глава Фонда «Здоровье».