Цены на отечественные жизненно важные препараты росли гораздо быстрее импортных

0
1448
Отпускные цены на ЖНВЛП - порядок расчета
Цены на ЖНВЛП

В 2015 году отечественные лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) росли в цене существенно быстрее импортных, следует из рабочих материалов ВШЭ, которые легли в основу исследования о ходе исполнения майских указов президента. О том, что эти материалы вошли в итоговый доклад, РБК подтвердили источник, близкий к руководству ВШЭ, и ее сотрудник. Пресс-секретарь ВШЭ сообщила, что исследование о ходе исполнения майских указов было отправлено в АП, отказавшись комментировать детали.

Рост цен на отечественные ЖНВЛП в 2015 году относительно 2014 года составил 28,9% — до 96 руб. за упаковку, рост цен на импортные лекарства за аналогичный период составил всего 4,9% — до 364 руб. за упаковку, говорится в исследовании.

При пересчете на стоимость средней упаковки лекарств перечня ЖНВЛП из разных сегментов фармацевтического рынка обнаруживается существенно более высокий рост цен на отечественные препараты по сравнению с импортными, отмечают авторы исследования. По их данным, особенно заметно такое различие в сегменте льготного лекарственного отпуска, где средняя цена упаковки импортного препарата в 2015 году упала на 4,5%, а средняя цена отечественного препарата выросла на 155,7%.

По мнению экспертов ВШЭ, это говорит о том, что не выполняется главная функция импортозамещения — оптимизация расходов на лекарственное обеспечение препаратов дорогого сегмента.

Данные аналитической компании IMS Health Russia схожи с результатами мониторинга ВШЭ: в 2015 году рост цен на отечественные препараты из перечня ЖНВЛП составил 32%, на импортные — 3,4%. Раньше IMS Health фиксировал не такой существенный рост цен на отечественные препараты: в 2014 году он составил 7,3%, в 2013 году — 11,9%, в 2012 году — 5,8%, в 2011 году — 6,6%. Совокупный рост цен в сегменте ЖНВЛП в 2015 году компания оценивает в 10%.

Цены на ЖНВЛП регулируются государством, а значит, существенно повышаться не могут, напоминает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. «Скорее всего, речь идет о том, что с рынка вымываются дешевые препараты, производить которые становится невыгодно, поэтому средняя цена по ряду препаратов сильно растет», — говорит Беспалов. С ним согласен заместитель генерального директора Stada CIS Иван Глушков.

Отражение в статистике высокого роста цен на отечественные лекарственные препараты в сегменте льготного лекарственного обеспечения генеральный директор IMS Health Russia Николай Демидов объясняет выходом на рынок ряда дорогих российских препаратов: «Эти препараты смогли составить конкуренцию в тендерах иностранным компаниям».

Большинство отечественных лекарств производится из иностранной субстанции на зарубежном оборудовании, говорит Беспалов. Из-за девальвации рубля и увеличения стоимости иностранных субстанций производить лекарства отечественным компаниям стало невыгодно, добавляет он.

«Иностранные компании оказались в лучших условиях, поскольку они обладают большими финансовыми ресурсами и могут какое-то время продавать препараты даже себе в убыток», — говорит Беспалов.

Прибыль иностранных производителей изначально была выше, чем отечественных фармкомпаний, поэтому иностранцы смогли удержать цены за счет уменьшения своей маржи, говорит президент российского фармпроизводителя «Фармсинтез» Викрам Сингх Пуния.

«У российских компаний себестоимость препарата составляет до 80% от цены продажи, поэтому там, где возможно, они вынуждены повышать цены, там, где нет, — отказываться от производства».

Об отказе от импорта части лекарств из списка ЖНВЛП в Россию в феврале этого года заявлял фармацевтический производитель Stada CIS. «Мы вынуждены принимать решение об отказе либо ограничении поставок по лекарственным препаратам, стоимость производства которых вне России равна либо превышает зарегистрированные предельные отпускные цены», — говорил РБК в феврале Глушков. О проблеме убыточности производства в июле прошлого года заявлял и генеральный директор ОАО «Биосинтез» Дмитрий Бодов. Тогда он написал руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаилу Мурашко письмо, в котором сообщал, что компания приостановила производство 39 лекарственных препаратов из списка ЖНВЛП из-за того, что их стало невыгодно производить.