Как сделать так, чтобы фармотрасль начала решать проблемы системы здравоохранения?

0
802

Этот и другие актуальные вопросы развития фармацевтических и медицинских компаний в России, улучшение бизнес-климата в регионе, регулирование и развитие отраслей обсудили участники форума «Медицинский и фармацевтический бизнес», организатором которого выступило деловое издание «Ведомости», на площадке ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» 20 сентября.

Эксперты отрасли высказали свое мнение по национальным проектам в области здравоохранения, экспорту медицинских товаров и услуг; вопросам борьбы с онкозаболеваниями. Участники так же обсудили формирование системы защиты прав потребителей. Отдельное внимание было уделено вопросам цифровой медицины – как единого пространства эффективного здравоохранения.

Среди экспертов на пресс-брифинге присутствовали: Захар Голант, председатель правления, «Союз фармацевтических и биомедицинских кластеров России»; Александр Солонин, генеральный директор, Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга; Александр Белунин, генеральный директор, «Сарштедт»; Алексей Горяинов, адвокат, советник, специализированная юридическая компания «Росмедконсалтинг»; Дмитрий Мешков, заведующий сектором Координации научных исследований и информации, ФГБНУ Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко; Игорь Платонов, президент, «Российская Ассоциация Медицинского Туризма» (РАМТ), Проректор, «Международная Академия Современного Профессионального образования» (МАСПО), основатель и генеральный директор, Группа компаний «КИНЕЗИС»; Аркадий Столпнер, вице-президент по медицине, Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.

Эксперты и представители отрасли сделали несколько ключевых заявлений:

Александр Солонин отметил необходимость продолжения реформы финансовой схемы работы отрасли здравоохранения. «Изначально при реформировании системы здравоохранения было заявлено внедрение системы одноканального финансирования медицинских организаций. Эта система была основана на том, что медицинские организации могут значительно увеличить свою эффективность за счет сведения всех источников финансирования в единое целое. В результате выстроить, в том числе, и конкурентное поле для улучшения работы медицинских организаций. Сейчас, многие финансовые потоки продолжают идти через различные источники. Это фактически не дает возможности медицинскому бизнесу реализовывать статьи по амортизации медицинского оборудования и по окупаемости капитальных затрат. Вот эти моменты важны для развития медицинского бизнеса».

Аркадий Столпнер: «Самый главный посыл, который все обсуждают: здравоохранение получит достаточно большое дополнительное финансирование. Очень важно:

  1. Не потратить эти деньги, не начать строить много нового всего. Уже кое-что построено, что-то строится. При строительстве получаются достаточно большие суммы. Что важно понять, что уже есть и как это использовать. Хуже всего в нашей стране, как мне кажется, это когда бюджеты разных уровней не могут друг с другом договориться.
  2. ОМС. На местах , не в Cанкт-Петербурге, и не в Москве власти местные очень часто сопротивляются даже входу в систему ОМС частных организаций. Они сначала не пускают, потом не выделяют планового задания и потом придумывают такие вещи, как порядки направления, которые страшно затрудняют всем работу и мешают функционированию пациентов, как они получают эту помощь. Если пациенты смогут взять свой полис ОМС и пойти туда, куда они хотят, будет возможность тем, кто хорошо делает медицину, тем, кто хорошо оказывает медицинские услуги – развивать и улучшать услуги, делать их лучше, еще больше. В противном случае получается очень странная история: кто-то делает что-то хорошо и у него не хватает квот, а квоты есть еще у кого-то, но пациенты хотят лечится здесь.
  3. Доступность медицинских услуг. Начиная с 19-го года, а в реальности это произойдет с 20-го высокотехнологичная помощь может быть оказана частными медицинскими организациями. Правда посталены фильтры, которые не дадут возможность оказать медицинскую помощь, например, в онкологии. Если у вас нет лучевой терапии, есть только хирургия или химиотерапия».

Захар Голант: «Самые главные риски сейчас при всех благостных прогнозах, при увеличении объемов финансирования, при достаточно четких расставленных приоритетах, основной риск заключается в том, чтобы опять не всадить все деньги в содержание. Поэтому идет постоянная подмена понятий: мы говорим, что деньги выделяются в систему здравоохранения, но при этом деньги именно в систему выделяются, они не выделяются на увеличение объемов оказания медицинской помощи. Вот здесь самая главная точка и самый главный риск того, что мы опять не свалились в ту практику, которая была последние десять лет. Вот смотрите, у Вас есть 100 руб., которые государство должно потратить на оказание необходимой медицинской помощи. Есть 2 варианта: ты можешь построить, оборудовать, содержать, а потом все равно заплатить за медицинскую помощь. Либо вариант №2 просто заплатить за медицинскую помощь.

Самое главное, не пытаться реформировать сразу всю систему, а вот у нас появился конкретный профиль по ВМФ, мы можем конкретные субъекты РФ качественно оказывать эту помощь и не сталкиваться с инфраструктурными расходами, значит это надо делать. У нас появляется возможность открытия первички в тех районах, в тех анклавах которые по кольцу у нас там созданы, которые физически не оснащены, там не возможно сделать никаких проявлений. Там сотни тысяч людей, которые не имеют физического доступа к первичной помощи. Вот в этих районах это делать. Не пытаться реформировать сразу все, а там где ты можешь, делать это.

По фармацевтическому бизнесу Захар отметил: «В целом по стране порядка 50 новых заводов, сейчас за последние 10 лет запущено. По всем основным группам лекарственных препаратов, мы можем сами себя обеспечивать.

Один из основных фокусов, основная парадигма, которую мы сейчас обсуждаем, как сделать так, чтобы эта новая созданная отрасль начала решать проблемы системы здравоохранения. Потому что при том, что она создана, мы сейчас стоим длинной очередью за всеми остальными в попытке получения своей доли внимания.
С точки зрения перспектив: у нас на самом деле все тоже самое, есть такие же приоритеты, с точки зрения майских указов, с точки зрения системы стратегии развития здравоохранения, стратегия лекарственного обеспечения. Основная задача – это обеспечить полную потребность и лекарственную безопасность в РФ по основным группам заболеваний. Куда попадают социально значимые заболевания – та же онкология.

Вопрос в том, что для того, чтобы сейчас обеспечивать технологические компетенции, и возможность глобальной конкуренции, и выход за пределы Российской Федерации со своей продукцией компании основные деньги вкладывают в клинические исследования и уже не на территорию РФ, а за пределами РФ. Наверное сейчас самый большой объем расходов для современных фармкомпаний, которых уже более 10-ка, тех кто имеет подобный потенциал. Вопрос сейчас стоит очень остро в заключении специнвестконтрактов, в отношении, вот сейчас Москва опубликовала 2 офсета, сейчас 2-ой офсет вот буквально только что. Это некая попытка, не ГЧП, а нахождение баланса, где не просто банальная контрактная система, где лекарства закупаются вот точно так же, как услуги по строительству и еще по чему-нибудь.
Задача – выстроить другую параллельную систему отношений, где то, что ты можешь сделать было бы востребовано со стороны системы здравоохранения.
Как сделать так, чтобы хотя бы внутри РФ мы могли бы решить те проблемы, которые все равно стоят перед системой здравоохранения».

Форум «Медицинский и фармацевтический бизнес» явился результатом трансформации двух отдельных ежегодных проектов: «Медицинский бизнес» и «Фармацевтический бизнес». Командой отдела конференций газеты «Ведомости» было принято решение объединить их в один более масштабный форум. Подобный формат организаторы поддержат и в следующем году.