1 августа Окружной суд США по округу Колумбия подтвердил решение Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) об исключении активного фармацевтического ингредиента (АФИ) вазопрессина из перечня лекарств, для которых существует клиническая потребность («503B Bulk List»).
Процесс был инициирован компаниями «Athenex Pharma Solutions, LLC» и «Athenex Pharmaceutical Division LLC» (Athenex), которые 4 марта 2019 г. подали иск с жалобой на то, что FDA 1 марта исключило вазопрессин из «503B Bulks List». Управление прибегло к этой мере по настоянию компаний «Par Sterile Products, LLC» и «Endo Par Innovation Company, LLC» (Endo Par), производителей оригинального вазопрессина — Vasostrict. 11 марта «Endo Par» присоединились к делу в качестве ответчиков. В ходе процесса основной упор делали на идентификации FDA существования «клинической потребности», оправдывающей производство препаратов «по заказу», в отсутствие утвержденных заявок на получение разрешения на маркетинг. Адвокат «Athenex» трактовал эту необходимость слишком широко, явившись в суд с полной распечаткой «Оранжевой книги» и потребовав присоединить ее к делу в качестве свидетельства. Суд, тем не менее, одобрил подход FDA, изложенный, в частности, в соответствующем руководстве (Evaluation of Bulk Drug Substances Nominated for Use in Compounding Under Section 503B of the Federal Food, Drug, and Cosmetic Act. CDER, March 2019) для отрасли, опубликованном одновременно с решением FDA по вазопрессину.
Выдержки из руководства
Итак, закон уполномочивает FDA разрабатывать в целях производства «по заказу» перечень активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), для которых существует клиническая потребность («503B Bulks List»).
Такое производство не может быть предпринято в отсутствие выполнения таких условий:
- наличие АФИ в «503B Bulks List» или
- препарат с данным АФИ указан в списке препаратов, относительно которых зафиксирована нехватка.
Изготовленные в таком порядке препараты освобождаются от соблюдения трех требований:
- относительно получения разрешения на маркетинг;
- относительно надлежащей маркировки;
- требований безопасности в сети распределения.
Однако текущие положения надлежащей производственной практики (good manufacturing practice — GMP) все равно должны соблюдаться, контрактное производство подлежит инспектированию, а побочные явления — сообщению и анализу наряду с другими мерами по обеспечению безопасного применения.
Изготовленные под заказ (сompounded drugs) играют важную роль в случае пациентов, для которых нет подходящих одобренных FDA лекарственных средств, к примеру, при наличии аллергии или клинической необходимости использовать при инфузии растворитель, не предусмотренный разрешением на маркетинг.
Однако у FDA есть очень веские основания относиться к подобным инициативам компаний с большой настороженностью: долгая история серьезных побочных эффектов, включая передозировки, связанные с контаминированными, имеющими увеличенную силу действия (superpotent) или некачественными в другом отношении изготовленными по заказу лекарствами. Самый тяжелый по своим последствиям инцидент произошел в 2012 г., отмечено в руководстве, когда имеющая государственную лицензию производственная аптека, обеспечивающая препаратами лечебные учреждения и непосредственно пациентов, допустила контаминацию препарата для парентерального введения, ставшую причиной развития у 750 пациентов грибкового менингита, унесшего жизни более 60 человек. Ввиду таких страшных и масштабных потенциальных последствий полномочия по определению клинической необходимости и рисков, как и груз ответственности, вряд ли кто-нибудь всерьез решится у FDA оспаривать.
В сложившихся обстоятельствах «503B Bulks List» на данный момент пустует. В нем есть только упоминание о двух АФИ (вазопрессине и никардипина гидрохлориде), по поводу которых принято отрицательное заключение о включении.