Ввоз незарегистрированных ЛС: что говорят эксперты Решение Верховного Суда РФ может стать ориентиром для регионов

0
510

Ситуация вокруг незарегистрированных лекарственных средств продолжает оставаться в центре внимания. Так, в конце прошлой недели депутаты Государственной Думы обозначили свою точку зрения по данному вопросу. Член Комитета ГД по охране здоровья Борис Менделевич назвал основной причиной возникновения трудностей при получении незарегистрированных лекарств недостаток информированности населения, как в юридическом, так и в медицинском аспекте. В тоже время, подчеркнул депутат, давно существует официальный и законный порядок ввоза незарегистрированных ЛС для личного использования.

Член Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина в интервью «Парламентской газете» высказала мнение, что необходимо узаконить поставку из-за рубежа незарегистрированных в России лекарственных препаратов, аналоги которых у нас отсутствуют. По ее мнению, это единственно возможный путь. Еще один член Комитета по охране здоровья Алексей Куринный высказался за то, чтобы декриминализовать приобретение незарегистрированных препаратов по жизненным показаниям, для чего потребуется корректировка соответствующей статьи Уголовного кодекса. Данный вопрос особенно остро встал после сообщений о задержании двух женщин, которые заказали за границей незарегистрированный в РФ препарат Фризиум. В этой связи Глава Минздрава Вероника Скворцова инициировала проверку эффективности данного противосудорожного препарата. Также в Минздраве пообещали проинспектировать все случаи назначения врачами незарегистрированных лекарственных средств. Как сообщает пресс-служба министерства, с начала 2019 года Минздрав уже выдал пациентам свыше тысячи разрешений на ввоз незарегистрированных в РФ препаратов. По мнению представителей ГД, проблема может быть и в неэффективной коммуникации между ведомствами. Так, Татьяна Соломатина обратила внимание на то, что возможно Минздраву необходимо согласовать позиции с МВД и таможенной службой по данному вопросу, чтобы пациенты не страдали от существующей правоприменительной практики. Соответствующее обращение в Минздрав могут направить депутаты.

Между тем в правовом поле имеются некоторые подвижки. Так, на прошлой неделе юристу автономной некоммерческой организации «Центр экспертной помощи по вопросам, связанным с редкими заболеваниями «Дом редких» удалось добиться положительного решения в Верховном Суде РФ по обеспечению пациента орфанным препаратом, не зарегистрированным на территории РФ. Дело слушалось в Ленинском районном суде города Пензы,который удовлетворил требование истца и обязал Минздрав Пензенской области закупить лекарственный препарат, который является единственным средством патогенетического лечения нейронального цероидного липофусциноза второго типа (НЦЛ-2). При этом областной суд изменил решение, сняв обязанность региона профинансировать данную закупку по причине того, что препарат не имеет регистрации в РФ. Единственным возможным источником средств, согласно постановлению, могли быть личные сбережения, либо помощь благотворительных фондов. В итоге дело дошло до Верховного Суда, который согласился с доводами юриста Кирилла Куляева и признал препарат необходимым по жизненным показаниям, обязав регион профинансировать его приобретение. Данное решение было озвучено на заседании Верховного Суда РФ 12 августа 2019 года.

«Это решение Верховного Суда крайне важно для правоприменительной практики в отношение обеспечения незарегистрированными препаратами «редких» тяжело больных детей. Оно − признание и доказательство существующей государственной гарантии, что станет подспорьем для других пациентов, нуждающихся в незарегистрированных препаратах» − прокомментировала данное событие председатель АНО «Дом Редких» Анастасия Татарникова. По словам эксперта, важно отметить, что данное решение касается одного конкретного пациента, и говорить о его влиянии на систему в целом, с учетом того, что российская правовая система является беспрецедентной, слишком громко. Кроме того, вынесенное ВС решение, по сути, еще раз легитимировало уже имеющуюся практику применения незарегистрированных препаратов за счет средств региона, разумеется, при наборе определенных условий. И главное из них – «по жизненным показаниям». «Вместе с тем, мы искренне рады и свершившемуся правосудию на его самом высоком уровне, и тому факту, что данное решение может стать ориентиром для регионов, которые еще сомневаются, могут ли они и при каких обстоятельствах закупать незарегистрированные лекарства тяжело больным, в частности, редкими заболеваниями», − отметила Анастасия Татарникова.