Маркировка глазами российских фармацевтов

0
945

Фармацевты отмечают технические сбои в работе системы «Честный знак», а также то, что производительность их труда существенно снизилась. По их мнению, обязательная маркировка приведет к чрезмерному усилению крупных аптечных сетей, исчезновению малых аптек и снижению доступности лекарств для населения.

Вступившая в действие система обязательной маркировки лекарств вызывает множество нареканий со стороны рядовых фармацевтов России. Фармацевты указывают на периодически возникающие технические сбои в работе системы «Честный знак», а также на то, что производительность их труда существенно снизилась. Пока значительная часть аптек (в основном частных) предпочитает закупать немаркированные лекарства, но сокращение их количества на складах скоро не оставит  выбора — все будут вынуждены работать только с маркированными препаратами. В конечном счете, по мнению фармацевтов, система обязательной маркировки приведет к чрезмерному усилению крупных аптечных сетей, исчезновению малых аптек и снижению доступности лекарств для населения.

Портал GxP News провел опрос о внедрении обязательной маркировки лекарств в России в профессиональной сети Фарма РФ. Подобное исследование проводится стране впервые и в рамках наиболее крупной профессиональной сети фармацевтов в России.

Опрос проходил 14-23 сентября. Были опрошены 577 фармацевтов из 72 регионов России. Для дополнительной валидизации данных было проведено перевзвешивание («выравнивание») массива по данным выборочного исследования Росстата (учитывалось распределение фармацевтов по субъектам Федерации). Доверительный интервал («погрешность») исследования для данных в целом по России — не более 4%. Почти 67% респондентов составил топ-менеджмент этих организаций (руководитель, заместитель руководителя, руководитель отдела/подразделения), остальная часть опрошенных пришлась на провизоров и фармацевтов.

Большая часть организаций, в которых работают фармацевты России, уже работает в системе «Честный знак» (на это указали 71,3% опрошенных).

Фармацевты отмечают, что система достаточно часто зависает (75,8%), причем это связано не с проблемами доступа к сети интернет, а именно с работой системы «Честный знак». В целом, нередкие перебои с доступом в интернет характерны не более чем для 6,5% российских аптек (как специализированных, так и больничных).

Комментируя опрос, российские фармацевты неоднократно указывали на то, что производительность их труда снизилась, так как на данный момент работа в системе маркировки лекарств заметно замедлила отпуск медикаментов покупателям. В особенности это касается больничных аптек. «Я работаю в больничной аптеке. Первые две накладные по одной позиции мы приходовали 10 дней, в одной [накладной] одна позиция — 199 упаковок, [во второй] одна позиция — 700 упаковок. Это были цветочки […] С ужасом ждём партию натрия хлорида, в этот раз всего в 1700 пакетов (всего-то, обычно бывает в 3 раза больше). Моя поясница уже кричит. Открыть 50 коробок и просканировать 1700 пакетов с раствором, а потом сложить их обратно? А фармацевтов на выдаче нужно утроить, так как теперь у нас этот раствор вынужден будет выдавать один фармацевт. Сокращение расходов?», прокомментировала сложившуюся ситуацию одна из участниц опроса.

Усложнилась работа и фармацевтов, отпускающих льготные лекарства: «…если я могла раньше отпустить товар, а попозже провести, когда меньше пациентов, то теперь я должна обязательно провести рецепт сразу. Если для проведения рецепта с немаркированным товаром у меня уходила максимум 1 минута на рецепт, то с — 2-3 и это если все хорошо. Итог: очередь, не довольные пациенты. Причем, если товар пришел после 5 дня, то я пациенту его не отдам, так как товар не приходуется сразу, ну а уж если проблемы с оприходованием, то скандал просто не избежен».

По этой причине около 43,4% российских аптек и аптечных пунктов периодически отказывались от закупки маркированных лекарственных средств. Причем в малых населенных пунктах численностью до 10 тысяч человек, доля аптек, периодически отказывавшихся от закупки немаркированных лекарств составляет 72,7%.

46,4% от всех фармацевтов указали, что их аптеки, имея возможность выбор, предпочитают закупать немаркированные препараты.

Около половины российских фармацевтов полагает, что программа маркировки была введена для снижения количества контрафактных лекарств (47,4%) и пресечения незаконной перепродажи лекарств, приобретенных на бюджетные деньги (42,6%). Но специалисты, работающие в частном сегменте аптечного бизнеса, чаще видят за декларируемыми целями маркировки лекарств более меркантильные, прикладные  — вывод небольших аптек из режима ЕНВД (35,9% от респондентов, работающих в частных аптеках) и, как итог, ослабление малых аптечных сетей и усиление крупных (41,1%). Больше всего опасаются за отдельные аптеки и малые сети фармацевты, работающие в населенных пунктах до 10 тысяч человек (здесь ослабление малых точек фармацевтической торговли считают целью программы маркировки ЛС 63,0% респондентов), а также фармацевты из средних и больших городов с населением 50-200 тысяч человек (эти опасения разделяют 52,9% респондентов). Меньше всего беспокоятся за малый фарм-ритейл фармацевты российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга). В двух крупнейших городах страны только 28,9% разделяют такие опасения, что неудивительно — столичный рынок аптек достаточно консолидирован.

Мы спросили у российских фармацевтов и о том, к каким реальным последствиям может привести обязательная система маркировки. Большинство фармацевтов считает, что в реальности обязательная маркировка снизит доступность лекарств для населения (75,8%) и ударит по малым аптекам (72,1%). Особенно категоричны в своих ответах респонденты из малых населенных пунктов (до 10 тысяч человек), 98,8% которых считает, что программа обязательной маркировки приведет к дефициту лекарств. Примерно также распространены опасения от грядущего дефицита среди специалистов, работающих в крупных городах с населением 200-500 тысяч человек. Среди них уменьшения доступность лекарств как закономерного результата внедрения обязательной маркировки ожидают 86,4% респондентов.

В большинстве городов России (кроме столиц) респонденты опасаются того, что внедрение обязательной маркировки приведет к усилению крупных аптечных сетей (такого мнения придерживаются 40,2%-51,4% фармацевтов из этих населенных пунктов).

Более 55% от всех опрошенных в исследовании фармацевтов оценили готовность аптечных организаций к работе с обязательной маркировкой как неудовлетворительную. Менее 1% опрошенных оценили готовность этих предприятий к работе в системе «Честный знак» как отличную.