В период пандемии COVID-19 нагрузка российских офтальмологов увеличилась, а зарплата снизилась значительнее, чем у врачей других специальностей. Оценивая эффективность препаратов, эти специалисты больше других опирались на собственный опыт и чаще переживали о доступности необходимых лекарств. Такие результаты продемонстрировала серия исследований, проведенных в период пандемии GxP News и профессиональным сообществом «Врачи РФ».

Серия социологических исследований проводилась в период с января 2020 года (начало распространения вируса) по февраль 2021 года, и ее целью было определение влияния COVID-19 на врачей разных специальностей с точки зрения их загрузки, заработной платы, особенностей работы с пациентами, назначения лекарственных препаратов и других параметров. При этом основная часть опросов проводилась с марта 2020 года, когда пандемия уже была зафиксирована. Для повышения надежности исследования результаты были перевзвешены на основании распределения врачебных специальностей с учетом данных Росстата.

 

Анализ результатов исследования показал, что в период пандемии почти каждый третий офтальмолог работал с больными COVID-19. При этом их заработная плата, преимущественно, уменьшилась.

 При этом гипотеза GxP News, состоящая в том, что снижение зарплаты могло быть связано с сокращением объема работы этих специалистов (значительная часть офтальмологов задействована в коммерческом секторе), не подтвердилась. Только 14,3% офтальмологов отметили, что их нагрузка снизилась – значительная часть указала, что нагрузка сохранилась в прежнем объеме (42,9%) и даже несколько выросла (42,9%).

Значительная часть опрошенных GxP News офтальмологов указали на более низкую приверженность инструкциям к препаратам, медицинской литературе и клиническим рекомендациям, чем их коллеги других специальностей. Например, офтальмологи значительно чаще, чем врачи других специальностей в оценке сравнительной эффективности дженериков и оригинальных препаратов опираются на собственный опыт.

 

Откуда вы черпаете информацию о сравнительной эффективности дженериков и оригинальных препаратов? (любое количество вариантов ответа)

Офтальмологи Врачи других специальностей
Из собственного врачебного опыта 83,3% 66,3%
Из инструкций к препаратам 0,0% 18,0%
Из отзывов опытных коллег 25,0% 35,8%
Из медицинской литературы 25,0% 50,1%
Из отчетов о клинических исследованиях 33,3% 44,2%
Из информации от представителей компаний-производителей 16,7% 27,0%
Другое 5,8%

Опрос «Врачи РФ», «Новости GXP», n=833

Именно по этой причине офтальмологами, назначающими рецептурные лекарственные препараты, более приемлема и востребована информация в виде полнотекстовых научных статей и материалов исследований (55,2%). Еще одна особенность офтальмологов  – они гораздо чаще других специальностей хотели бы получать информацию в виде коротких видео (41,4%).

Офтальмологи в отличие от других врачебных специальностей гораздо больше, чем их коллеги, переживают о доступности рекомендуемых препаратов. Если среди других специальностей на наличие препарата в аптечных сетях обращает внимание только 23,1%, то среди офтальмологов это делает каждый второй врач.

Когда вы рекомендуете препараты своим пациентам, на что, кроме диагноза и показаний пациента, вы обращаете внимание? (не более 3-х ответов)

Офтальмологи Врачи других специальностей
Является ли препарат оригинальным или дженериком 66,7% 65,0%
Стоимость препарата 33,3% 45,8%
Представленность препарата в аптеках 50,0% 23,1%
Рекомендации и мнение коллег о препарате 33,3% 21,4%
Результаты лечения пациентов, уже прошедших курс лечения препаратом 75,0% 61,0%
Клинические рекомендации для лечения заболевания 50,0% 49,1%
Настоятельные рекомендации руководства клиники 0,0% 0,5%
Другое (запишите) 0,0% 10,2%
Не предлагаю конкретных торговых наименований – только выписываю лекарство по МНН 0,0% 0,7%

Опрос «Врачи РФ», «Новости GXP», n=833

 Эффективная работа врачей-офтальмологов имеет первоочередное значение для предотвращения болезней и потери зрения. Пандемия COVID-19 обозначила ряд барьеров этого направления, среди которых уровень заработной платы специалистов, доступность лекарственных препаратов и необходимость дополнительных источников информации об офтальмологических препаратах. Все эти барьеры требуют внимательного изучения вопроса со стороны регуляторов.