В Москве 29 апреля зафиксирован резкий скачок числа заболевших коронавирусом за сутки: по сравнению с 28 апреля число больных выросло на 74%. При этом 70% россиян  считают, что вакцинация поможет преодолеть пандемию, но прививаться не торопятся. Что мешает вакцинации, выяснили эксперты АНО «Национальные приоритеты» с помощью Mail.ru Group  и ВЦИОМ.

Сразу два исследования об отношении к вакцинации представили 29 апреля: одно провел АНО «Национальные приоритеты» с помощью Mail.ru Group, второе — ВЦИОМ.

Данные ВЦИОМ основаны на данных ежедневного телефонного опроса, проведенного в апреле 2021 года среди 1600 человек старше 18 лет (погрешность 2,5%). Основной вывод – в обществе нет глобальных сомнений в необходимости вакцинации, но когда речь заходит непосредственно о самом человеке, обнаруживается целый ряд страхов и предубеждений.

С сентября 2020 года число людей, готовых сделать прививку от коронавируса российской вакциной выросло на 5 процентных пунктов. 11% респондентов уже сделали прививку, 21% — ядро сторонников прививки, выбравшие вариант «точно стал бы делать такую прививку себе и членам семьи», 25% — «лоялисты», те, кто выбрал вариант «скорее стал бы делать такую прививку». А вот 39% выбрали вариант «скорее не стал бы делать» или «точно не стал бы» прививку». Из этих 39% респондентов 23% не болели коронавирусной инфекцией, 9% возможно болели, но не уверены, а 7% точно переболели.

Удивительно, что при значимой группе противников вакцинации – 39% — отношение к самой массовой вакцинации скорее положительное: так ее оценивают 65% респондентов. Только 17% относятся к ней «скорее отрицательно» и «определенно отрицательно». 70% респондентов считает, что вакцинация позволит предотвратить распространение коронавируса, и только 20% сомневается в этом.

Конвертировать число готовых привиться в сделавших прививку, по мнению Кирилла Родина, директора по работе ВЦИОМ с органами государственной власти, мешают страхи, вызванные недостаточной информированностью: «Наши страхи питает неизвестность. И практический вывод, к которому мы приходим, — необходимость усилить информационную кампанию, предъявляя людям и практические примеры эффективности вакцины, и бороться с теми страхами, которые возникают».

По данным АНО «Национальные приоритеты», два главных фактора, влияющих на вакцинацию, — доверие к вакцинам и личный опыт, при этом они не равнозначны. Среди тех, кто уже сделал прививку, 57% доверяет всем вакцинам, 30% — доверяет российским, а 11% не очень доверяют, но считают, что лучше та вакцина, которая есть, чем никакой.

Что касается личного опыта, исследование показало, что легкое течение болезни не приводит к готовности вакцинироваться, а тяжелое течение болезни – как свое или кого-то из близкого круга, является мощным стимулом сделать прививку:  32% из тех, кто переболел тяжело, сделал прививку, как и те, у кого тяжело переболели родственники (25%), друзья (27%) или знакомые (15%).

Но фактор доверия вакцинам является более мощным фактором влияния, чем личный опыт. «У нас вообще проблема с доверием, и друг к другу, и к институтам, с этим и связаны низкие темпы вакцинации, — считает  руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова.

Основные мотивы сделать прививку — страхи («боюсь заболеть и заразить родственников» — 40%, «боюсь заболеть» — 25%, «хочу ходить на работу и не бояться» — 9%). При этом для женщин фактор страха заболеть самой и заразить родственников в 1,5 раза больше, чем у мужчин.

Еще 40% респондентов также проявляют заботу, но об обществе, выбрав вариант «так мы сможем остановить COVID-19».

Основные барьеры вполне предсказуемы и хорошо известны: 38% опасается побочных явлений, 33% хотело бы подождать, когда будет больше данных о тех, кто привился, 28% не доверяет вакцине, а еще 10% считает эпидемию выдумкой.

Поскольку вакцинация контекстно связана с вакцинацией детей, в том же исследовании попытались выяснить, как люди относятся к вакцинации в целом. Выяснилось, что категорических антипрививочников, то есть тех, кто негативно относится к любым вакцинам, 12%.

С возрастом доверие к российским вакцинам растет: 42% среди людей старше 55 лет доверяет российским вакцинам, но только среди группы 18-24 года таких только 11%.

Чем более позитивно человек оценивает действия российских властей во время эпидемии, тем выше доверие российским вакцинам. А чем ниже оценка действия российских властей, тем больше тех, кто вообще отрицательно относится к вакцине. Среди тех, кто оценивает действия федеральных властей отрицательно, 60% не доверяют ни одной вакцине и 19% не доверяют российской. Это позволяет утверждать, что фактор недоверия все же первичен и важнее собственного опыта.

Есть и прямая корреляция между доверием к российской вакцине и оценкой того, как Россия справляется с ковидом: те,  кто не доверяют российской вакцине, склонны полагать, что Россия также или хуже других стран справляется с ковидом, а те, кто доверяет российской вакцине, считают, что справляется лучше.

По мнению основателя Центра социального проектирования «Платформа» Алексея Фирсова, темпы вакцинации не ускорятся. «Люди декларативно настроены на вакцинацию, но мы подошли к тому периоду, когда сняты сливки. Осознанная часть общества, которая ждала вакцину и была готова к реальным действиям, постепенно выбирается. Есть зона сопротивления, и есть зона,  для которой нужны толчки, сама по себе она может застопориться, особенно сейчас в ощущении как бы победы от коронавируса. Этот успех создан картинкой: Европа в локдауне, Америка частично в локдауне, в Индии чудовищное состояние, а у нас ощущение того, что самое страшное позади и мы победители. А это расслабляет и выводит людей из состояния мобилизации», — считает эксперт.

По его мнению, решить проблему можно мощной информационной кампанией, а также стимулированием вакцинации «средней жесткости» против убеждения, которое есть сейчас. «Слишком жесткий сценарий может привести к обратному эффекту, а вот разработка комплекса мер, связанных с выездом за границу, с трудоустройством, еще чем-то, что оставляет человеку некоторый люфт, но подталкивает к вакцинации, была бы крайне полезна и дала бы толчок еще в 10-20% привившихся в перспективе этого года», — говорит Фирсов.