Ольга Журо

Для компании «Новартис» лечение болезней органа зрения является одним из приоритетов. Мы не только разрабатываем и производим инновационные лекарственные препараты для применения в офтальмологии, но и стремимся содействовать организационному и научному развитию этой службы.

Прошлый год стал переломным для всей системы здравоохранения и актуализировал роль фармацевтических компаний в этой индустрии. Стало понятно, что совместно с государственными органами власти, профессиональным медицинским сообществом мы можем находить и прорабатывать эффективные решения для самых острых вопросов здравоохранения. В офтальмологии накопилось немало вопросов, требующих внимания и коллегиального подхода регуляторных органов и всех участников отрасли. Хорошая новость заключается в том, что фармацевтические компании уже нашли решения для некоторых из них.

Недостаточное финансирование

Эксперты ВОЗ отметили, что лекарственные препараты и своевременное лечение способны решить большинство серьезных проблем со зрением. В 75% случаев слепоту вызывают заболевания, поддающиеся терапии на начальных этапах. Вместе с тем, эксперты отметили, что существуют сложности у пациентов с доступом к такой терапии, в том числе из-за ограниченного бюджетирования офтальмологии.

Одним из примеров, когда недофинансирование становится барьером, является неоваскулярная возрастная макулярная дегенерация, которая входит в число ведущих причин значительной или полной потери зрения. Это заболевание эффективно лечится с помощью антиангиогенных препаратов, которую необходимо проводить строго в соответствии с назначением врача и зачастую длительное время. Но это не всегда получается ввиду ограниченного финансирования, а также из-за снижения приверженности пациента терапии из-за нежелания слишком часто посещать медицинское учреждение.

Компания «Новартис» разработала новый препарат — представитель класса антиангиогенной терапии, предполагающий более редкий режим применения, что позволяет снизить как потребность в финансовых ресурсах, так и частоту посещения пациентом ЛПУ. Внедрение такой инновации стало результатом сотрудничества отрасли, фармацевтической компании и медицинского сообщества.

Кроме того, в конце прошлого года ООО «Ассоциация врачей-офтальмологов России» вышла с инициативой формирования регистра пациентов с нВМД, которую мы поддержали, и надеемся, что наличие такого регистра позволит рассчитать объективно необходимые бюджетные ресурсы, а также оценить качество оказания медицинской и лекарственной помощи пациентам с нВМД.

Внедрение инноваций

Именно в сфере офтальмологии нашли применение первые результаты технологической революции в фармацевтической промышленности: генотерапевтические препараты. Сейчас ведется большая работа со стороны медицинского сообщества, организаторов здравоохранения, в том числе недавно созданным фондом «Круг добра», по обеспечению максимально быстрого доступа пациентам с врожденным амаврозом Лебера 2 типа и пигментным ретинитом 20 типа и проведению единственно возможной генетической терапии.

Раннее выявление таких ульраредких пациентов потребует огромной работы.

Мы со своей стороны уже начали реализацию диагностической программы, бесплатной для пациентов и медицинских организаций, направленной на подтверждение генетического диагноза. Сейчас важно сформировать осведомленность офтальмологического сообщества и генетиков о пациентах с таким диагнозом и возможностях их лечения. Мы действительно живем во времена научного прорыва и будем видеть все больше возможностей генной терапии, которая сможет спасти зрение многих.

Необходимые шаги

Если говорить о глобальном развитии офтальмологической службы в России, то, безусловно, здесь важна системная поддержка государства и взаимодействие всех участников отрасли.

Прежде всего, необходимо поместить лечение заболеваний органа зрения в фокус внимания государства. Эта мера имеет важное социальное и экономическое значение. Ведь долголетие должно быть активным, качественным, с сохранением трудоспособности, что не доступно человеку с угасающим зрением.

Предлагаем включить ведущие заболевания по профилю офтальмология в число приоритетных направлений при внедрении вертикально интегрированной медицинской информационной системы, что позволит осуществлять лучший контроль качества оказания медицинской помощи и оценить необходимую ресурсную базу.

Еще одна необходимая мера – включение в диспансерные мероприятия обязательной проверки органа зрения у офтальмолога, что доказало свою эффективность в западных странах.

Наконец, важно совместно проводить информационные кампании для населения с целью повышения осведомленности о важности раннего посещения офтальмолога и приверженности его рекомендациям, так как большинство серьезных проблем со зрением можно предотвратить благодаря своевременному началу терапии, а успех во многом зависит от наших совместных усилий: пациента, врача, государства и отрасли.