Совсем скоро в средней полосе России начнется сезонная аллергия на пыльцу деревьев. В международной классификации болезней он называется аллергический риноконъюнктивит, вызванный пыльцой растений, а в отечественной медицине известен как поллиноз (от латинского pollen — «пыльца»). Разбираем, какие подходы к терапии этого заболевания являются наиболее эффективными.

Больше двадцати лет назад, ВОЗ прогнозировала, что аллергия станет самой большой проблемой мирового здравоохранения. Это предположение подтверждается. По статистике от аллергии сегодня страдает, как минимум, каждый пятый житель нашей планеты (от 20-40% населения): каждый шестой американец, каждый четвертый немец, более 30% россиян, 17% москвичей. Также эксперты отмечают, что за последние два десятилетия заболеваемость аллергией возросла в 3−4 раза.

Врачи-аллергологи с официальной статистикой не согласны, они утверждают, что аллергиков на самом деле намного больше. У многих реакции проявляются довольно слабо, не доставляя особого дискомфорта. Это значит, во-первых, что человек не будет обращаться за врачебной помощью, во-вторых, в случае необходимости антигистаминный препарат подберет себе при помощи интернета, знакомых, ориентируясь на «раскрученность» препарата и его цену в ближайшей аптеке.

О том, что медикаментозная терапия не является методом и основой лечения аллергии, столкнувшийся с ней пациент может так и не узнать.

— У нас, аллергологов, есть реальный инструмент для лечения — аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ), мы действительно можем избавлять людей от этой проблемы, влияя на иммунную систему и меняя иммунный ответ в нужную сторону. Но только 10-15 % нуждающихся получают это лечение. Одна из причин – отсутствие грамотности даже во врачебной среде. Часто врачи поликлинического звена, ставя диагноз аллергия (а это делают все, кому не лень) пациента к аллергологу не направляют, — рассказал Юрий Смолкин, научный руководитель «Научно-клинического консультативного центра аллергологии и иммунологии», вице-президент Ассоциации детских аллергологов и иммунологов России в ходе пресс-конференции «Весеннее обострение: как пережить сезон аллергии?», состоявшейся 7 апреля в Москве. – Более того, иммунотерапия не только подготавливает пациента к «опасному» сезону, она предотвращает негативное влияние на другие органы и системы и является профилактикой бронхиальной астмы. Уже не говоря о том, что, избавляя от медикаментозного лечения, сохраняет материальный ресурс семьи.

По-прежнему, эффективным диагностическим тестом, который позволяет выявить, на какой аллерген у человека возникает патологическая реакция, остаются кожные пробы.

— Это метод первой линии при диагностике причин аллергии. К сожалению, сейчас нет целого ряда диагностических аллергенов для тестирования: бытовых, грибковых и пищевых. Это проблема, и я не знаю, когда она решится, — говорит Наталья Ильина, заместитель директора по клинической работе – главный врач ФГБУ «ГНЦ «Институт иммунологии» ФМБА России.

Ильина также отметила, что появившиеся еще 40 лет назад кортикостероиды стали прорывом в оказании помощи астматикам и аллергикам. Тяжелые формы аллергии без гормонов не купируются, но по-прежнему существует «гормонофобия», свойственная не только пациентам, но и врачам. «Несмотря на эффективность фармакотерапии, она лишь снимает симптомы и не обладает профилактическим действием», — подчеркнула она.

Анафилаксия и анафилактический шок – аллергические реакции опасные для жизни. Во многих странах у аллергиков в домашней аптечке всегда есть шприц-ручка с адреналином для самостоятельного применения в случае, когда важна быстрота оказания медицинской помощи. Пользоваться этой жизнеспасающей опцией легко: адреналин в ней разведен до необходимой концентрации, укол делается без соблюдения правил антисептики через одежду. Это позволяет максимально быстро ввести дозу адреналина и помешать резкому падению артериального давления.

В России шприц-ручка до сих пор не выпускается, сколько бы иммунологи ни апеллировали к Минпромторгу РФ, — отметили эксперты, присутствовавшие на мероприятии. Около пяти лет назад такой шприц испанского производства Meda Pharma был зарегистрирован в Российской Федерации и поступил в продажу через аптечные сети. Сейчас цена на «1 шприц-тюбик 0,3 мг. Действующее вещество: адреналин» колеблется от 9000 до 14000 рублей.