Татьяна Дмитриева

Основная проблема НМО – деньги и время. Во-первых, врачам, работающим в госучреждениях, поликлиниках, как правило, выдают путевки на обучение, либо они сами ищут курсы, но главным в этом поиске является стоимость, потому что им ее не компенсируют или компенсируют не в полном объеме.

Одновременно мы видим, что государственные образовательные учреждения имеют больше возможностей сделать хорошие, качественные, интересные курсы. Потому что Минздрав выделяет на это средства, потому что у них есть база, большой штат педагогов, симуляционное оборудование и т. д.

Но при этом, если говорить о качестве, нельзя сказать, что государственные на голову выше частных, совсем нет. И среди государственных, и среди частных есть компании, которые могут сделать хорошо, качественно, чтобы специалист мог действительно получить знания. И есть те, кто просто пытается заработать деньги.

У частных образовательных организаций есть важное преимущество: мы гораздо гибче и реагируем на запросы аудитории. Мы можем, например, разработать какой-то курс под запрос. И это нравится многим организациям. Кроме того, стараемся получать обратную связь, чтобы понимать, что именно нужно обучающимся. Например, они не любят, когда в материале слишком много информации, с которой они ежедневно сталкиваются в своей практике или изучали в студенческие годы. А именно этим грешат государственные курсы, где преподаватели будто бы забывают, что имеют дело с практикующими врачами. Для таких специалистов необходимо интересное и нужное для них в более сжатой форме. И когда частная компания стремится сделать качественные и востребованные курсы для специалистов, у нас, естественно, цена становится выше, у нас нет субсидий. Нам не просто нужно найти преподавателя: нужно заплатить ему за разработку курса, к тому же есть и технические издержки, например, запись видеолекций, которые очень популярны.

Несколько лет назад считалось, что нужно идти на государственные курсы. Врачи тяжело шли в частные компании. Сейчас возражений больше нет, они спокойно идут и в частные, но пытаются найти самое дешевое. И это проблема для всех компаний, и частных, и государственных, которые работают хорошо. Это серый рынок, который до сих пор выдает сертификаты задним числом, и они просто перебивают стоимостью.

К тому же 144 часа, которые доктор должен набрать за пять лет, это много, если все делать в последний год, а именно так все и делается. Если врач хочет учиться, ему нужно много времени посвятить этому. Но, как правило, этого времени у них нет. Система НМО предусматривает учебу в течение нескольких лет и включает короткие курсы, но к этому пока врачи не привыкли.

Так что иногда специалистам кажется, что лучше купить сертификат и не заморачиваться. А такие «курсы» стоят около 900 рублей. Ну что тут можно сделать? Обидно и грустно.

Хотелось бы, чтобы такие организации как-то проверяли, обращали внимание на их материалы. Чтобы были приняты меры по отношению к тем, кто просто дискредитирует саму идею, торгуя сертификатами.

И еще большая проблема системы НМО: многие медики до сих пор не понимают, как в этом кабинете заявку подать. А средний возраст у нас в районе 40 лет. Это не тот возраст, когда ты не можешь в компьютере разобраться. Но очень часто менеджеры у нас по телефону объясняют, куда кликать, где нажимать кнопку, чтобы подать заявку. Инструкция есть, но не помогает. Я думаю, что нежелание переходить на баллы связано в том числе и с тем, что врачи не хотят разбираться в этом.

Но мы надеемся, что через какое-то время врачи привыкнут к системе НМО, осознают пользу непрерывного обучения и начнут выбирать курсы, а не искать способы уклониться от системы. Параллельно с этим нужно все же усилить контроль за качеством предлагаемых образовательных программ, чтобы отделить качественные от подделок.