В весеннюю сессию ожидается внесение проекта Федерального закона «О профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода» в Государственную думу РФ. Сформированная 20 лет назад Минздравом и ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» инициатива неоднократно вносилась в Госдуму и претерпела несколько доработок. В 2022 году важный правовой акт вновь поступил на рассмотрение рабочей группы делового и экспертного сообщества в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, был рассмотрен и согласован. Директор Института клинической эндокринологии, член-корреспондент РАН, д. м. н. Екатерина Трошина рассказала в интервью GxP News о причинах столь длительного рассмотрения закона и о новшествах в профилактике и лечении эндокринных заболеваний, вызванных хроническим дефицитом йода.

Давно разработанный и уже несколько раз измененный проект закона в 2022 году дополнен статьей, регламентирующей работу по профилактике ЙДЗ на региональном уровне. Это индикатор того, что реальные процессы по йодированию пищевой соли и по внедрению в стране адекватного правового регламента уже идут?

Конечно. Именно специалистами ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России был разработан, направлен в Минздрав России и опубликован типовой проект региональной целевой программы профилактики ЙДЗ (проект). Более того, с нашим участием проект уже удалось внедрить в Тульской области и Чеченской Республике, а также подготовить другие регионы страны для его использования.

К настоящему времени законопроект дополнен: расширен перечень мероприятий по профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода, обязательное использование йодирования соли предусмотрено в социально значимых организациях. Внесение в Госдуму запланировано в ходе весенней сессии 2023 года.

Чем обусловлен тот факт, что до сих пор нет закона о профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода?

Принятие столь значимого закона откладывается по нескольким причинам. Основное препятствие заключается в том, что он содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в предпринимательской сфере. По сути, так называемая угроза бизнесу от введения использования йодированной соли в питании признана более существенным риском, чем угроза здоровью населения. И это притом что законопроект в последней итерации разработан в соответствии с поручением президента РФ В. В. Путина и поручением заместителя председателя Правительства РФ Т. А. Голиковой. А также является практическим воплощением Стратегии повышения качества пищевой продукции до 2030 года.

И при этом все эти годы в Минздрав постоянно поступают предложения от бизнеса о решении вопроса с профилактикой ЙДЗ при помощи йодированных различными добавками пищевых продуктов. Важно подчеркнуть, что ни в одной стране мира БАД и пищевые добавки с йодом не используются в качестве средств популяционной йодной профилактики вследствие отсутствия доказательств их безопасности и дороговизны, а также в связи с невозможностью осуществления контроля за потреблением таких продуктов населением и содержанием йода в них.

Нужно ли закреплять йодную профилактику?

Профилактика дефицита йода – это, по сути, профилактика практически всей патологии щитовидной железы и ее осложнений. Важно помнить, что йододефицитные заболевания можно полностью предотвратить. Устойчивая ликвидация дефицита йода в питании позволит, во-первых, сократить количество оперативных вмешательств на щитовидной железе по поводу узловых форм ее заболеваний, во-вторых, ликвидировать синдром врожденной йодной недостаточности и существенно уменьшить заболеваемость йододефицитными тиреопатиями и, наконец, внести весомый вклад в сбережение интеллекта нации. Вопрос ликвидации йододефицита должен рассматриваться в контексте государственных инициатив, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни в любом возрасте.

Какие заболевания связаны с дефицитом йода?

Все нарушения, развитие которых связано с хроническим дефицитом йода в питании и полностью предотвратимые при его устранении. При этом изменения, вызванные нехваткой йода на этапе внутриутробного развития и в раннем детском возрасте, являются необратимыми и практически не поддаются лечению и реабилитации. К заболеваниям щитовидной железы относятся диффузный нетоксический зоб, узловой и многоузловой коллоидный нетоксический и токсический зоб, а в случае тяжелого дефицита йода можно говорить и о гипотиреозе. Существует четкая зависимость между низким содержанием йода в пище и воде и развитием ЙДЗ у населения, в первую очередь эндемического (диффузного) нетоксического зоба, а при поступлении йода в достаточном количестве наблюдается значительное уменьшение распространенности зоба. Не забываем, что на территориях с умеренной и даже легкой степенью дефицита йода наблюдается снижение средних значений коэффициента интеллекта у населения. Чаще всего дефицит йода влияет на становление когнитивных функций в детском возрасте. Следует подчеркнуть, что умеренный дефицит йода подчас не имеет внешне выраженного характера, поэтому его называют «скрытым голодом», при этом многочисленные исследования показывают, что дети школьного возраста без нарушений функции ЩЖ, которые родились и жили в регионах с умеренным йодным дефицитом, имеют легкий или явный интеллектуальный дефицит по сравнению с детьми, получавшими йодную профилактику и проживавшими в популяциях, аналогичных по этническим, демографическим, национальным и социально-экономическим условиям. Дефицит йода особенно опасен для детей и беременных или кормящих женщин. Йод играет центральную роль в физиологии щитовидной железы, являясь основным «строительным материалом» тиреоидных гормонов: тироксина и трийодтиронина. Гормоны щитовидной железы, в свою очередь, имеют критически важное значение для развития центральной нервной системы.

Что необходимо для принятия закона о йодной профилактике?

Сегодня, пока в России еще не принят закон о профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода, исключительно актуальным шагом на пути решения задачи по борьбе с ЙДЗ должно стать формирование единого в масштабах страны профилактического процесса, базирующегося на соответствующей нормативно-правовой базе в каждом субъекте, – разработка и реализация целевых региональных программ по профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода. При этом эффективная реализация концепции единого профилактического пространства возможна как в масштабах субъекта РФ, так и на уровне городов, районов, за которыми в законодательном порядке формально закреплена возможность получения полномочий по осуществлению органами местного самоуправления деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.