Гузель Улумбекова

Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) является важнейшим демографическим показателем, который характеризует уровень здоровья населения. С этой точки зрения интересно рассмотреть характеристики здоровья населения и здравоохранения стран – гостей ПМЭФ: России, Бахрейна, Египта, Индии, Казахстана, Китая, Кубы, Никарагуа, ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции и Узбекистана.

На сегодняшний момент ОПЖ самая высокая в нефтедобывающих странах Ближнего Востока, в Китае и Турции. На этот показатель оказывают влияние три основных фактора: 1) социально-экономические факторы – доходы населения; 2) образ жизни – употребление алкоголя и табакокурение; 3) доступность бесплатной медицинской помощи, которая определяется государственными расходами на здравоохранение.

Если рассмотреть эти составляющие в названных странах, мы увидим, что валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) на душу населения самый высокий в нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Естественно, это положительно сказывается на доходах населения и, соответственно, ОПЖ.

Перед тем, как перейти ко второму фактору – употреблению алкоголя в вышеназванных странах, коротко расскажу, что в Российской Федерации по инициативе ученых и Минздрава России 10 лет назад были разработаны и реализованы две серьезные программы по снижению потребления алкоголя и распространенности табакокурения. В результате меньше чем за 10 лет мы достигли снижения в потреблении алкоголя и табакокурения почти в два раза. При этом мы понимаем, что по сравнению со странами Ближнего Востока, Турцией, Узбекистаном, у которых почти нулевое потребление алкоголя, мы пока немного отстаем, но будем продолжать с этим работать. Распространенность курения среди лиц старше 15 лет самая низкая в нефтедобывающих странах Ближнего Востока, в России, Узбекистане и на Кубе.

Если говорить о государственных расходах на здравоохранение по ППС на душу населения, то они самые высокие в нефтедобывающих странах Ближнего Востока и на Кубе. На Кубе они составляют 11% от ВВП, что в два раза больше, чем в РФ. Я думаю, их опыт надо перенять российским экономистам и финансистам. Почему у кубинских властей не возникает возражений против увеличения государственного финансирования здравоохранения?

Обеспеченность практикующими врачами на Кубе и в РФ выше, чем во всех рассматриваемых странах, что в России оправдано низкой плотностью населения, а вот на Кубе, видимо, решили сделать доступность медицинской помощи такой высокой. Обеспеченность больничными койками в России также выше, чем в рассматриваемых странах, что тоже оправдано низкой плотностью населения в РФ.

Какой вывод можно сделать из приведенных данных? Почему в странах Ближнего Востока более высокий показатель ОПЖ по сравнению со всеми другими?

На это влияет комплекс факторов: более высокие доходы населения, более высокие государственные расходы на здравоохранение, морской климат и диеты, но, самое главное, низкое потребление алкоголя и низкая распространенность табакокурения. При этом в РФ самый низкий показатель младенческой смертности по сравнению со всеми рассматриваемыми странами, что объясняется реализацией государственных программ, в их числе строительство перинатальных центров. Это доказывает, что концентрация ресурсов в определенной точке всегда дает результат. Меньше чем за девять лет нам удалось снизить младенческую смертность почти в два раза, и мы готовы делиться этим опытом. Также нам удалось сохранить отдельную педиатрическую службу еще с советских времен – это тоже во многом сказывается на улучшении здоровья детей.

Передовое российское медицинское образование благодаря большим языковым моделям искусственного интеллекта может быть доступно для студентов из любой страны. Сегодня в России в 46 вузах Минздрава и на 41 факультете Минобразования обучаются полмиллиона российских и иностранных студентов.

Кроме того, у нас созданы мирового уровня медицинские симуляционные центры ФМБА в Москве и Казани. Российские ученые и медики каждый год выпускают около 400 современных руководств, которые существуют и в виде книг, и в виде электронных баз данных, и в виде систем поддержки принятия клинических решений. С помощью ИИ мы можем перевести их на любые языки.

Наши НМИЦ ежегодно проводят масштабные клинические конференции по кардиологии, онкологии, акушерству и гинекологии и другие. Мы также проводим крупные конференции по организации здравоохранения: «Медицина и качество» и «Оргздрав».

Мы готовы информировать представителей заинтересованных стран о времени проведения этих конференций и приглашаем принять в них участие.