На ПМЭФ-2023 в рамках сессии «Развитие здравоохранения как фактор экономического роста» рассмотрели здоровье населения как важный экономический ресурс и предложили новый способ организации системы здравоохранения, который предполагает сделать упор на профилактику, а не на лечение. Расчеты показывают, что, например, при ежегодном снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний всего лишь на 5% экономические потери снизятся примерно на 8 млрд рублей.

В России по итогам 2022 года зафиксировали рекордный с 1990-х годов рост продолжительности жизни ‒ 72,76 года, то есть годовой прирост составил 2,66 года. НА ПМЭФ-2023 заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Глаголев заявил, что в России уже достигнут новый исторический максимум продолжительности ‒ 73,4 года. Цель ‒ добиться ожидаемой продолжительности жизни 78 лет к 2030 году.

Предотвращение 3000-8000 преждевременных смертей, то есть всего лишь 1% от смертности в трудоспособном возрасте, приводит к увеличению ВВП на 2,5 млрд рублей, отметил Сергей Глаголев.

Ольга Кобякова, директор Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава РФ, уточнила, что расходы и потери, которые несет государство, связаны не только с недопроизведенным ВВП, но и с другими факторами, в частности, такими, как стойкая или временная потеря трудоспособности и затраты на систему здравоохранения. Поэтому государству максимально выгодно вкладываться в здоровых людей и тратить деньги на профилактику здоровья тех, у кого еще нет факторов риска или они только появляются.

Ольга Кобякова приводит пример расчетов экономических потерь, сделанных в ЦНИИОИЗ на основании модели федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». В 2022 году экономические потери от смертности из-за сердечно-сосудистых заболеваний в России составили 105,9 млрд рублей. При этом половина потерь от смертности приходится на возрастную группу от 45 до 59 лет, то есть максимально активную ‒ социально и экономически. «Эта возрастная группа должна быть и является основной точкой всех усилий. Одной из причин, почему люди трудоспособного возраста уходят из жизни по причине сердечно-сосудистых заболеваний, ‒ то, что они не замотивированы следить за своим здоровьем, проще говоря, не доходят до амбулаторных поликлинических учреждений, не пользуются ресурсами, которые есть в здравоохранении. Поэтому Министерство здравоохранения выпустило указание, что люди, которые не посещали поликлинику два и более года, являются той категорией, которая активно приглашается и привлекается на осмотр», ‒ пояснила Ольга Кобякова.

При ежегодном снижении смертности от ССЗ в РФ только на 5% экономические потери будут уменьшаться примерно на 8 млрд рублей, рассказала Ольга Кобякова.

Итак, для выполнения задачи по повышению продолжительности жизни за счет профилактирования заболеваний Минздрав намерен «бороться за каждого гражданина», задействуя все возможные методы ‒ от формирования здорового образа жизни до усиления системы скринингов и цифрового наблюдения за пациентом.

Новая система организации системы здравоохранения будет предусматривать дифференцированный подход, основанный на возрасте пациента. Патерналистская модель, считает Сергей Глаголев, сохранит свою эффективность в педиатрии, где применяются скрининги, включая неонатальный, формируются определенные навыки здорового образа жизни, в частности, сокращение или отказ от употребления сахаросодержащих напитков.

Для людей репродуктивного возраста, наиболее важных для роста экономики, патерналистская модель не так эффективна, считают в Минздраве. Но и здесь упор будет делаться в первую очередь на профилактику. Система здравоохранения при работе с этой группой ориентируется на сотрудничество с пациентом, кастомизированное наблюдение, в том числе посредством цифровых инструментов. Но и в отношении таких пациентов должно быть широко задействовано использование механизмов ограничения факторов, наносящих вред здоровью, – соли, трансжиров и курения.

Для пожилых пациентов наиболее важными направлениями становятся повышение качества жизни и борьба с развившимися хроническими заболеваниями. В работе с ними будет задействована высокотехнологичная помощь, на которую и сейчас приходятся основные расходы здравоохранения.

Таким образом, фокус в здравоохранении смещается с лечения на профилактику, а значит, увеличиваются и инвестиции в скрининг, в том числе неонатальный, а также в профилактику заболеваний на ранних стадиях.

Реализация нового подхода потребует индивидуализированного набора инструментов для каждой из групп, а значит, на каждом из этапов придется менять модели взаимоотношений врача и пациента, повышать мотивацию второй группы (взрослых экономически активных людей) к приверженности лечению и занятию своим здоровьем на более ранних этапах. И наконец, решающую роль будет играть стандартизация здравоохранения, для того чтобы поддерживать уровень оказания помощи во всех регионах России, отслеживать результаты этой работы и максимально персонализировать эффективность надлежащих мер по продлению общей продолжительности жизни.

Сегодня, отмечает Сергей Глаголев, уже создано 700 тысяч индивидуализированных маршрутов наблюдения пациентов с болезнями кровообращения. Эта зона приоритетна, потому что дает наибольший прирост ожидаемой продолжительности жизни. «Речь идет о пилотировании лекарственного обеспечения пациентов, не являющихся инвалидами: то есть они могут вернуться в строй трудоспособных людей благодаря бесплатному обеспечению лекарственными препаратами на ранних стадиях», ‒ пояснил Сергей Глаголев.