В России число медицинских работников в государственных медучреждениях в 2022 году сократилось на 50 тысяч человек. Со следующего года в российских поликлиниках должна появиться должность врача-стажера для ординаторов второго года. Платформа «Справочник врача» провела опрос врачей-специалистов и ординаторов, чтобы выяснить, как, по их мнению, должна складываться работа врачей-стажеров и их взаимодействие с наставниками.

По сравнению с 2021 годом число врачей в России уменьшилось на 9784 человека, среднего медперсонала – на 38 946, сообщила летом 2023 года замначальника управления статистики по аналитической работе Центрального НИИ организации и информатизации Минздрава Надежда Несветайло. По ее словам, хотя численность медперсонала снижается во всех федеральных округах страны, наиболее серьезный дефицит врачей наблюдается в 22 регионах России.

В начале 2023 года президент России Владимир Путин поручил Минздраву ввести в больницах должность врача-стажера, что позволит ординаторам второго года обучения работать в поликлиниках по получаемой специальности. Ведомство уже разработало поправки в законодательство, и процесс может стартовать в следующем году.

Платформа «Справочник врача» опросила больше 2000 врачей-специалистов о врачах-стажерах и наставничестве и 705 ординаторов, чтобы понять, как они видят такое взаимодействие.

78,5% респондентов-врачей и 87% ординаторов второго года одобряют допуск ординаторов к работе врачом-стажером, но исключительно под руководством врача-наставника. 52% респондентов-врачей и 45,8% ординаторов считают, что у ординатора второго года уже достаточно знаний, но не хватает опыта для работы, а 23% считают, что и опыта, и знаний у них вполне достаточно (среди ординаторов доля тех, кто так считает, выше – 35%).

Если говорить о роли врача-наставника, то 46% опрошенных врачей считают, что врачом-наставником может стать только врач, имеющий опыт клинической практики более пяти лет, 30% считают, что нужен десятилетний опыт. Что касается педагогического опыта, то 87% респондентов считают, что врачу-наставнику он не нужен.

Ординаторы в целом совпадают с врачами в оценке необходимого опыта наставников: 55% считают, что врачу для наставничества достаточно пятилетнего стажа, 27% считают, что стаж не важен, как и педагогический опыт (88%).

А кто отвечает за врача-стажера? Тут мнения разделились практически поровну: 34% респондентов считают, что за его ошибки несет ответственность сам стажер, столько же считают, что вся ответственность лежит на медучреждении. И только 22% считают, что за ошибки стажера несет ответственность его наставник.

Удивительно, но ординаторы готовы сами отвечать за свои ошибки: 44% респондентов-ординаторов считают именно так, а 33% считают, что ответственность лежит все же на их наставнике.

31% считают, что за наставничество врач должен получать надбавку к зарплате не менее 40%, 23% считают справедливой надбавку в 20% средней зарплаты. Еще 16% считают, что надбавка должна быть не менее 60%. А 13% считают справедливой двукратное увеличение зарплаты наставника.

В случае приемлемой оплаты на роль наставника согласились бы 72% респондентов-врачей, 58% согласны на эту роль при разумных временных затратах, 37% готовы к наставничеству при условии «объективно высокого уровня знаний и умений стажера». А для 29% самым важным является отсутствие ответственности за действия своего ученика.

Но отношения наставника и врача-стажера определяются не только оплатой труда наставника и ответственностью за ошибки. 69% респондентов-врачей считают, что выбор наставника и стажера должен быть обоюдным (и 87% ординаторов считают так же), и только 18% врачей считают, что выбора быть не должно. Наставника выбирает главврач/заведующий отделением, так считают 54% респондентов-врачей.

Только 10% опрошенных врачей считают, что стажер не имеет право жаловаться на наставника ни при каких обстоятельствах. 36% считают, что могут жаловаться в любой ситуации, почти столько же (33%) считают, что жаловаться стажер может только в случае грубого нарушения этики. Разбираться в жалобах должен заведующий отделением/главврач, так считает половина респондентов. А 31% считает, что в таких случаях необходима специальная комиссия от ЛПУ.

82% респондентов считают, что стажер может сменить наставника в процессе обучения. 69% считают, что это возможно в ситуации, если наставник не обучает стажера или препятствует его обучению, почти столько же (66%) считают, что такая замена возможна, если наставник грубо обращается, высмеивает, унижает, домогается стажера. 42% допускают такую замену, если наставник и стажер просто «не сошлись характерами».

Врачи не видят угрозы со стороны стажеров, только 8% опасаются, что стажер может занять его место.

Методология: опрос проводился на платформе «Справочник врача» с 14 по 25 сентября 2023 года, в нем приняли участие 2865 респондентов (705 ординаторов и 2160 врачей-специалистов).