Асмик Абраамян
Компания «Герофарм», как разработчик и производитель полного цикла, на собственном опыте убедилась в том, что для подготовки специалистов, в которых нуждается фармотрасль в краткосрочной и долгосрочной перспективе, требуется комплексный подход. Со своей стороны, хотелось бы рассказать, с какими вызовами мы сталкиваемся и каких компетенций ожидаем от молодых специалистов.

В настоящее время все еще существует большой разрыв между образованием и реальной практикой. Выпускники вузов нередко даже не знают, чем хотят заниматься: разработкой, контролем качества, валидацией, регистрацией или другим направлением. Многие молодые люди с высшим образованием не умеют работать с высокотехнологичным оборудованием и современным программным обеспечением, потому что университеты ими зачастую не оснащены. В результате уже после трудоустройства работодатель вынужден обучать молодых специалистов, тратить на это средства и время. Сократив разрыв между академическим миром и бизнесом, мы сможем развиваться быстрее, быть эффективнее.

Фармпроизводители совместно с университетами постепенно пытаются решить эту проблему с помощью различных инициатив. Так, «Герофарм» ежегодно проводит длительные оплачиваемые стажировки, создает совместные образовательные треки в вузах в области биотехнологий, участвует в карьерных мероприятиях. В этом задействованы все подразделения, включая департамент качества. Мы понимаем, что не все студенты в будущем придут работать именно на наши площадки, но нас это не останавливает, поскольку есть твердое убеждение в том, что развитие кадров важно для всей биотехнологической отрасли и обеспечения лекарственной безопасности пациентов.

Но, к сожалению, на сегодняшний день это не системная работа на государственном уровне, а отдельные проекты бизнеса и образовательных организаций, которые, ко всему прочему, вынуждены лавировать в высокозарегулированной системе. Очень важно обеспечить эффективное взаимодействие государства, науки и бизнеса. От государства мы ожидаем открытия новых площадок для взаимодействия образовательных и бизнес-организаций, реализации большего количества практико-ориентированных проектов на федеральном уровне. Также целесообразно предоставить вузам больше гибкости при составлении учебных программ. Вузы, в свою очередь, должны транслировать бизнесу свои потребности, активнее инициировать взаимодействие, стать более открытыми. Мы бы хотели, чтобы нас привлекали к участию в образовательных советах, приглашали на встречи со студентами. Конечно, и бизнес должен четко формулировать свои кадровые запросы, анализировать, какие специалисты необходимы сегодня и будут нужны завтра.

Всем фармпредприятиям в первую очередь нужны специалисты, глубоко погруженные в выбранную ими специализацию и при этом обладающие широкими профессиональными знаниями и навыками. Необходимо, чтобы молодые кадры были знакомы с максимальным количеством аспектов разработки и производства, с которыми они могут столкнуться в реальной практике.

Например, мы видим, что на факультетах биотехнологии уделяют мало внимания развитию компетенций в области культивирования штаммов-продуцентов. Одни университеты выпускают хороших молекулярных и клеточных биологов, другие – биохимиков, понимающих физико-химические свойства белка, что является важной компетенцией для тех, кто занимается очисткой. Однако стадия культивирования, которая связывает штамм и белок, выпадает из общего поля зрения. Тем временем для нас как компании, которая занимается разработкой препаратов самостоятельно, это очень важно. Обозначенную проблему можно решить, выстроив глубокое взаимодействие между вузами и бизнесом, который будет формулировать актуальные потребности. При составлении программ, отдельных учебных модулей необходимо узнавать о потребностях рынка. Какие-то вузы уже готовы к этому, но есть еще много учебных учреждений, которые не понимают, зачем нужен бизнес.

Также сегодня и в будущем фармкомпании будут нуждаться в специалистах, обладающих междисциплинарными навыками и готовых к кросс-функциональному взаимодействию. Мы много говорим про развитие биотехнологов, которые смогут работать в лабораториях и на производстве. Но фарма намного шире.

Несмотря на то что мы биотехнологическая компания, мы остро нуждаемся не только в биотехнологах для разработки и производства препаратов. Нам нужны и математики, аналитики, врачи, IT-специалисты, каждый из которых разбирается не только в своей профессиональный области, но и обладает надпрофессиональными навыками. Например, менеджеру отдела обеспечения качества (ООК), который занимается расследованием отклонений или разработкой корректирующих и предупреждающих действий (САРА), нужны знания и производственных процессов, и технологий, и фармацевтической системы качества.

Нужны специалисты, готовые работать с технологиями. Современное биотехнологическое производство – высокотехнологичное и высокоавтоматизированное. И дальше степень автоматизации будет только расти. Уровень автоматизации на заводах «Герофарма» уже составляет более 90%. И мы остро нуждаемся в высококвалифицированных кадрах, которые умеют работать с оборудованием и программным обеспечением на производстве, – это инженеры-технологи, инженеры-программисты, инженеры-электронщики. Запрос на таких специалистов во всей отрасли будет только расти.

Кроме того, мы внедряем высокоэффективные компьютеризированные системы для оптимизации процессов контроля качества, поэтому нам нужны не только химики, но также аналитики, инженеры, IT-специалисты, которые будут погружены в тему фармы. Для выполнения требований GMP в части целостности данных последние несколько лет активно внедряются процессы валидации компьютеризированных систем. Если в ООК в работе с хроматографическими системами (к примеру, при внедрении системы LabSolutions) мы сталкиваемся с проблемами только внутри департамента качества, то при внедрении таких систем, как eQMS (электронная система менеджмента качества), нехватка знаний носит уже кросс-функциональный характер.

Есть высокая потребность в специалистах, которые обладают знаниями и навыками для обслуживания технологического оборудования, работы с электроникой, системами водообеспечения. Все системы на производстве должны работать исправно, от этого зависит качество фармацевтической продукции. Для обеспечения этого процесса нужны люди, поэтому мы непрерывно находимся в поиске кадров для инженерной службы, подразделений энергетики и водоподготовки. Их обучением занимаются не вузы, а учреждения среднего профессионального образования, развитию взаимодействия с которыми тоже важно уделять больше внимания.

Таким образом, необходим комплексный подход, сотрудничество государства, образовательных организаций и бизнеса. Важно совместными усилиями развивать экосистему «школа – суз/вуз/ДПО – работодатель», которая предполагает адаптацию образовательных программ под реальные запросы современного рынка труда. Это последовательный процесс: в школе молодые люди должны проходить профориентацию на должном уровне, в учреждениях среднего профессионального образования и вузах – получать конкретные знания и навыки, которые пригодятся в дальнейшей работе, в рамках дополнительного профессионального образования – постоянно повышать квалификацию на всем карьерном пути. Единственной отраслевой академией, которая проводит обучение по программам ДПО, выступает Евразийская академия надлежащих практик. Одна из ее образовательных инноваций – применение симуляционных технологий, которое уже показало свою эффективность. На наш взгляд, пора переходить на следующий уровень и создать в России сеть симуляционных центров коллективного пользования.

Все эти усилия позволят не затрачивать значительное время на переподготовку кадров после выпуска из университетов, как это происходит сейчас. Эффект выразится в том, что отрасль сможет достичь гораздо больших результатов в разработках и производстве отечественных препаратов за меньший срок.