Какие события оказали наибольшее влияние на фармотрасль в 2023 году?
Чего следует ожидать в 2024 году?
На эти вопросы «Новостям GxP» ответили участники рынка.
Айрат Фаррахов,
депутат Государственной думы:
«Важным событием года стало принятие закона о возрождении производственных аптек. Считаю, что это системный и важный шаг. В России сегодня продолжают работать около 350 производственных аптек, тогда как, например, в США их 40 тыс.
С момента принятия закона «Об обращении лекарственных средств» мы многого добились в фармацевтической отрасли, но были и потери. Именно тогда начали закрываться производственные аптеки, которые сегодня не только основной инструмент персональной терапии, но и возможность преодоления сложных ситуаций, связанных с обострением геополитической обстановки и дальнейшим санкционным давлением.
Важным считаю и принятие в 2023 году ФЗ № 444, который позволяет сохранить централизованные структуры лекарственного обеспечения в субъектах Российской
Федерации.
Думая о том, что нас ждет в будущем году, мы должны учитывать экономические вызовы, которые существуют не только в фармотрасли.
Мировая рецессия, усиление санкционного режима, нарушение логистических цепочек поставок — все это определяет спад экономики на глобальном уровне, снижение реальных доходов населения, рост инфляции, ограничивает возможность закупки инновационных дорогостоящих препаратов. Мы должны предпринимать все необходимые шаги, чтобы избежать проблем. Наряду с теми инструментами, которые разрабатывает правительство, стратегическое значение имеет закон об инновационных контрактах, который мы сейчас дорабатываем».
Никита Пуния,
исполнительный директор АО «Фармасинтез»:
«Одним из самых ярких событий для отрасли, безусловно, можно назвать утверждение стратегии «Фарма-2030» и начало ее реализации.
Другим важным событием стало принятие правительством решения о финансировании разработок по созданию аналогов инновационных препаратов зарубежных фармкомпаний, что дает старт программе господдержки «Товары на полку». Эта программа нацелена на защиту прав пациентов на получение нужных им лекарств в случае ухода с российского рынка инновационных препаратов зарубежных фармпроизводителей.
В течение всего 2024 года должен будет проходить эксперимент, предусмотренный стратегией «Фарма-2030», по созданию системы прослеживаемости движения фармсубстанций. Такая система будет служить определенной защитой для инвесторов, вкладывающих средства в создание производства фармсубстанций, ведь на сегодняшний день 95% от их объема завозится в Россию из-за рубежа. С усилением поддержки отечественных производителей наша компания готова наращивать обороты, увеличивать объемы производства фармсубстанций и вносить свой вклад в национальную лекарственную безопасность».
Георгий Побелянский,
генеральный директор фармацевтической компании «Вертекс»:
«На экономику и фармотрасль страны в 2023 году серьезно влияли скачки курсов валюты и ослабление рубля.
Основные события — официальное включение фармацевтики в число направлений по обеспечению технологического суверенитета России и утверждение Стратегии развития фармпромышленности до 2030 года. Она включает разработку и выпуск новых лекарств, рост числа инновационных фармпроизводителей, усиление позиций российских компаний и увеличение доли отечественных препаратов на внутреннем рынке с 61,8 до 66,6%, рост объема экспорта более чем в 2,5 раза.
Стоит упомянуть и обязательную маркировку БАДов. Также на бизнес в целом и отрасль в частности повлиял запуск маркировки интернет-рекламы.
От 2024 года я с надеждой жду укрепления рубля. Также – ещё более активного импортозамещения и разворота рынка в сторону российских лекарств и парафармацевтики. У нас есть достойная альтернатива.
Запланированный на конец 2024 года запуск системы прослеживаемости происхождения фармсубстанций, вероятно, окажет дальнейшее влияние на участников госторгов».
Семен Жаворонков,
исполнительный директор Ассоциации ветеринарных фармацевтических производителей:
«На протяжении 2023 года мы не переставали говорить о вводе ветпрепаратов в гражданский оборот. Этот механизм заработал с 1 сентября, но эффекты от его появления продолжали и продолжают преследовать нас все это время. Сначала новая процедура сформировала ожидание дефицита и вызвала проблемы с доступностью отдельных категорий ветпрепаратов для потребителей, а в сентябре стала причиной полного прекращения всех поставок. До конца года мы ждем стабилизации и начала восстановления ситуации, но пока оснований для оптимизма не очень много.
От нового года хочется ждать чего-то хорошего — надеемся, что регулятор будет учитывать реальное положение вещей на рынке ветпрепаратов, включая их фактическую доступность потребителям в официальных каналах продаж.
Из уже очевидных изменений 2024 года отмечу запланированное начало перехода на новые общие евразийские правила. Это еще не полноценная общая среда обращения ветпрепаратов в странах ЕАЭС, но очередной важный шаг на пути к единым требованиям и процедурам на всем пространстве. На горизонте следующих 12 месяцев мы будем наблюдать изменения структуры рынка и, уверен, увидим новые компании и новые препараты, зарегистрированные уже по общим правилам. В России мы тоже ждем изменений: компании из медицинской промышленности,
выпускающие иммунобиологию и фармацевтические препараты, будут выходить на ветеринарный рынок и, по ощущениям, серьезно изменят его. В 2024 году мы уже почувствуем это».