Количество уголовных дел против врачей растет. При этом врачи считают, что во врачебных ошибках виновата сама система здравоохранения, из-за которой врачи перегружены и не имеют необходимого оборудования. При этом, столкнувшись с обвинением во врачебной ошибке, врач вынужден полагаться только на себя и адвоката, которого сам же и оплачивает. А для защиты врачам нужна профессиональная организация, в которую должны войти опытные врачи, но не чиновники, показывают результаты опроса, проведенного в сообществе «Справочник врача».

На этой неделе президент Владимир Путин поручил Следственному комитету вместе с Генпрокуратурой и при участии Верховного суда рассмотреть возможность привлечения Национальной медицинской палаты к расследованию уголовных дел в отношении медиков, совершивших медицинские ошибки.

В 2022 году каждая третья жалоба пациентов приводила к возбуждению уголовного дела в отношении врачей. При этом до суда из 1860 уголовных дел дошли 174, обвинения были предъявлены 193 медработникам, и только 19 из них смогли получить оправдательный приговор.

При этом, как показывает исследование, проведенное на платформе «Справочник врача», сами врачи расходятся в определении того, что же такое «врачебная ошибка». 45% опрошенных считают ею «неправильное действие / бездействие врача из-за ограничений науки, незнания или неумения применять знания». 28% называют ошибкой «неправильное действие врача, не являющееся уголовным преступлением», а 13% ‒ «неправильное врачебное мероприятие (операция, назначение лекарства и др.)». 49% врачей, принявших участие в опросе, считают необходимым законодательно закрепить определение «врачебная ошибка».

По мнению врачей, принявших участие в опросе «Справочника врача», во врачебных ошибках виновата система здравоохранения. Большинство (36%) врачей-респондентов считают причиной таких ошибок кадровый дефицит и перегрузки врачей. Еще 15% винят в них отсутствие необходимого оборудования для полноценного обследования и специалистов для консультации. А 16% считают основной проблемой нехватку квалификации, знаний и навыков. Еще 18% называют причиной таких ошибок нетипичное течение заболевания или отсутствие характерных симптомов.

Притом что по самому понятию «врачебная ошибка» консенсуса у врачей нет, мнения по поводу того, должен ли врач нести юридическую ответственность за свои ошибки, разделились практически поровну: 54% респондентов считают, что не должен, а 46% ‒ что должен.

Напомним: российское законодательство устроено так, что врач не является субъектом права, в отличие от медицинского учреждения, которое и отвечает за врачебную ошибку.

В том, что касается персональной ответственности за врачебную ошибку, большинство респондентов единодушны: она должна быть минимально жесткой. Только 4% считают адекватным наказанием ограничение/лишение свободы. Большинство (40%) полагают, что в случае совершения врачом ошибки нужна повторная аккредитация (при этом меньше 1% считает, что за ошибку нужно лишать пожизненно права работать врачом, а 8% уверены, что уместно будет временное лишение права на работу). 23% убеждены, что вообще никакого наказания за врачебную ошибку быть не должно, а примерно столько же (24%) полагают, что наказание в виде штрафа вполне уместно.

Половине респондентов известны случаи обвинительных приговоров суда по уголовному делу в отношении врачей за совершенные ими ошибки. 41% считает обвинительные приговоры справедливыми только в отдельных случаях, а 30% ‒ во всех.

Поскольку громких случаев с судебным преследованием врачей становится все больше, большинство (76%) врачей-респондентов считает, что персональная ответственность врача должна быть в обязательном порядке застрахована от судебного преследования. 11% убеждены, что застраховать врача от судебной ответственности нужно по желанию врача, а еще 9% ‒ что это должно происходить по желанию медорганизации.

49% врачей в случае обвинения в преступной ошибке, повлекшей смерть пациента, обратились бы к адвокату, а 13% хотели бы иметь возможность обратиться за защитой в профессиональную ассоциацию. 92% респондентов хотели бы, чтобы существовал общественный или государственный институт, который бы специализировался на защите прав врачей и не подчинялся бы органам здравоохранения.

Даже в составе экспертных комиссий, оценивающих работу врачей по делам о врачебных ошибках, большинство (65%) опрошенных предпочли бы видеть коллег ‒ врачей с большим практическим опытом, но не чиновников.

Пока такой структуры не существует, наиболее эффективной защитой прав практикующих врачей сами медики считают юристов (20%) и непосредственное руководство медучреждения (15%). При этом 36% респондентов уверены, что эффективных вариантов защиты у них не существует.

Методология: опрос проводился в сообществе «Справочник врача» с 27 ноября по 4 декабря 2023 года. В нем принял участие 1681 респондент.