Андрей Замятнин

«Передовые инженерные школы» (ПИШ) – федеральный проект, направленный на подготовку специалистов для высокопроизводительных секторов экономики. Закономерно, что среди отобранных в рамках проведенного конкурса вузов – Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. В рамках Инженерной школы МГУ планируется создать систему подготовки кадров, необходимых для обновления фармацевтической отрасли и отрасли обеспечения здравоохранения, а сама школа должна вырасти в систему, генерирующую продукты и технологические решения для всех сфер здоровьесбережения.

Вот уже почти 270 лет Московский университет – то место, где создается наука. Целью Инженерной школы Московского университета является создание системы, позволяющей использовать этот огромный потенциал, в первую очередь для решения актуальных практических задач, стоящих перед фармацевтической отраслью, а также перед другими отраслями, обеспечивающими здоровьесбережение и жизнеобеспечение.

Сегодня большинство исследователей вынуждены работать в рамках следующего цикла: публикация статей в высокорейтинговых изданиях с целью получения грантового финансирования, которое опять же требует в качестве результата публикации статей. Если исследователь начинает заниматься практическими разработками, то следует понимать, что из-за чрезвычайно высоких рисков, сопутствующих прикладным разработкам на ранних стадиях исследований, высока вероятность неполучения запланированного результата. Например, исследователь ушел в практическую науку, начал создавать лекарство, а оно не получилось. Это может выясниться не сразу, а через годы. Таким образом, наш конкретный исследователь «выпадает» из системы, написанием статей не занимается (отрицательные результаты очень сложно опубликовать), т. е. получить грантовое финансирование ему будет очень затруднительно. В итоге мало исследователей отваживаются на то, чтобы использовать имеющиеся и весьма ограниченные ресурсы на прикладные разработки. В то же время нельзя не отметить, что среди молодых исследователей высока доля тех, кто хотел бы создавать новые технологии, воплощенные в реальные продукты.

Федеральная целевая программа «Фарма-2020» внесла большой вклад в развитие отечественной фармацевтической отрасли. В результате ее реализации отечественные фармпроизводители значительно расширили номенклатуру производимых ими дженериков и биоаналогов. Но в области разработки оригинальных лекарственных средств прорыва не случилось: регистрация таких препаратов отечественными производителями в большей степени является уникальным явлением.

Если начать изучать опыт Big Pharma, то при ближайшем рассмотрении выяснится, что R&D-подразделения, занимающиеся разработкой препаратов, являются, по сути, отдельными бизнесами. В основе бизнеса Big Pharma – произвести, доставить и продать, то есть разработка лекарств не является основной деятельностью таких компаний. Как же решаются вопросы создания лекарственных средств в развитых странах? Там другая кредитно-денежная политика, есть специализированные венчурные фонды, а также целевая поддержка государства на разных этапах разработки. Системных аналогов таких инструментов в настоящее время в России не существует.

Из общения с представителями российской фармацевтической отрасли можно сделать вывод о том, что они заинтересованы в оригинальных лекарственных препаратах и готовы выкупать права на них на поздних стадиях разработки. Однако из-за высоких рисков, сопутствующих ранним стадиям разработки оригинальных лекарственных средств, вкладываться в эти стадии они не готовы. Еще одной проблемой называют дефицит высококвалифицированных специалистов в области разработки лекарственных средств, способных провести качественную экспертизу передовых разработок и провести соответствующие исследования.

В качестве небольшого отступления следует пояснить те процессы, которые в настоящее время происходят в сфере высшего образования. В рамках отхода от болонской системы предполагается вернуться к специалитету, чтобы готовить в течение пяти-шести лет самостоятельных специалистов вместо хуже подготовленных к специальности бакалавров, которых обучали в течение четырех лет. Новый специалитет должен стать базовым уровнем высшего образования. В случае выбора дальнейшей академической карьеры для специалиста ничего не изменится: он поступает в аспирантуру, защищается, работает исследователем. В случае если специалист предполагает пойти работать в индустрию (по аналогии с медицинским образованием), то в рамках его подготовки к дальнейшей практической деятельности появится возможность доучиться в течение двух лет в магистратуре, которая должна стать дополнительным высшим специальным образованием. Например, в настоящее время МГУ выпускает в том числе химиков и биологов. С такими специальностями без специальной переподготовки устроиться в индустрии бывает непросто.

В рамках Инженерной школы МГУ мы приступили к разработке магистерских программ по специальностям «промышленная фармация» и «менеджмент», куда собираемся набирать химиков и биологов для их профессиональной переподготовки для работы в фарме. Выпускники этих магистратур станут специалистами в области разработки лекарственных средств, а также управляющими проектами, способными вести все стадии разработки лекарственных препаратов, т. е. имеющими представление о том, что такое лекарство, как его разрабатывать, какая существует законодательная база, какие испытания должны проводиться, что такое стандарты GxP и т. д. Еще одним инструментом, помогающим выпускать высококвалифицированных инженеров-разработчиков, должен стать новый образовательный стандарт по специальности «фундаментальная инженерия», разработанный по инициативе и под руководством ректора Московского университета академика В. А. Садовничего. В настоящий момент проект находится на утверждении в Министерстве науки и высшего образования РФ.

Если мы хотим подготовить инженера, который владеет современными подходами и понимает современное состояние отрасли, он должен проходить обучение в тесном взаимодействии с представителями фармацевтической отрасли, в том числе проходя практику на базе реальных производственных площадок. Поэтому мы разрабатываем магистерские программы совместно с нашими индустриальными партнерами. Планируем, что уже в рамках обучения студенты смогут выполнять реальные проекты в интересах индустриального партнера. Это даст возможность фармпроизводителям подобрать себе будущих сотрудников, а студентам – выбрать лучшего работодателя.

Еще один проект, который мы запустили в рамках Инженерной школы МГУ, касается разработки следующих в классе оригинальных лекарственных средств. Следующими в классе называют препараты, созданные на основе новых молекул, которые распознают известные мишени в отличие от «первых в классе», которые являются новой молекулой, нацеленной на новую мишень. Если мишень известна, то разработка новой молекулы является сложной, но вполне выполнимой инженерной задачей. Однако для этого требуются различные специалисты: биоинформатики, химики, биологи. Таких специалистов готовят разные факультеты МГУ.

В Инженерной школе мы начали создавать междисциплинарные команды, состоящие из студентов разных естественно-научных факультетов, которые разрабатывают прототипы лекарственных средств на основе новых молекул к известным мишеням. Работы осуществляются в рамках выполнения дипломных и курсовых работ каждого из членов команды: биоинформатики моделируют, химики синтезируют, биологи создают первичную скрининговую систему, проводят оценку эффективности in vitro, все вместе они занимаются анализом литературы, патентным поиском, защитой создаваемой РИД. Предполагаем, что разработка прототипа, скорее даже целого семейства перспективных молекул к определенной мишени, займет два года и будет стоить порядка 10 млн рублей. Подбор перспективных мишеней для междисциплинарных команд осуществляется с участием или по заказу наших индустриальных партнеров.

Сегодня факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ с точки зрения абитуриентов является самым популярным в Московском университете. У нас самый высокий конкурс и замечательные студенты, которые настроены на созидание. Среди выпускников есть как ведущие ученые, работающие в лучших научных центрах мира, так и те, кто уже создал свои высокотехнологичные компании. Я, как декан, заинтересован в том, чтобы дать выпускникам как можно больше возможностей для их дальнейшей реализации, в том числе найти свое применение в практических областях. В этом мы солидарны с деканами факультетов Московского университета, обеспечивающих работу Инженерной школы МГУ, деканом факультета фундаментальной физико-химической инженерии и директором – научным руководителем Инженерной школы МГУ академиком Ю. Г. Горбуновой, деканом факультета наук о материалах академиком К. А. Солнцевым, деканом биотехнологического факультета академиком А. И. Мирошниковым, а также деканами факультетов – партнерами Инженерной школы: биологического – академиком М. П. Кирпичниковым, химического – профессором С. С. Карловым и экономического – профессором А. А. Аузаном.

В современной ситуации мы понимаем, что перед Россией стоит масштабная задача развития собственными силами современной индустрии здоровья человека. Создание Инженерной школы МГУ преследует амбициозную цель, объединив потенциалы МГУ и индустриальных партнеров, создать систему подготовки кадров, необходимых для обновления целой отрасли. Объединив усилия в сферах инженерного образования, научных разработок и инновационной деятельности и опираясь на развитую инфраструктуру, Инженерная школа МГУ должна вырасти в самовоспроизводящуюся систему, генерирующую продукты и технологические решения для всех сфер здоровьесбережения. Результатами работы школы должны стать не только кадры для индустрии, востребованные продукты, высокотехнологичные компании, но также уникальная инфраструктура, инженерная экосистема и уникальный опыт, применение которого, как мы надеемся, можно будет расширить и на другие сферы, фундаментальный задел для которых есть в Московском университете.