Фармакологическое сырье с морских глубин Приморья

0
703

На морских плантациях юга Приморья – сейчас огородная пора, возделываются деликатесы: трепанг, гребешок, устрицы. Но есть и уникальные морские грядки, где собирают не пищу – сырье для фармакологических производств. 

Водолазы Александр Лысенко и Роман Давыдюк – штатные сотрудники Российской Академии наук. Они не защищали диссертаций и не имеют ученых степеней. Но водолазная служба Морской экспериментальной станции Тихоокеанского института биоорганической химии – столь же равноправна, как лаборатория или кафедра. Создавал «водолазку ТИБОХа» еще легендарный отец-основатель академик Георгий Еляков.

В нашем производственном задании – 3 погружения за полтора-два часа. Мое отличие от Романа с Александром – лишь прикрепленная на руку камера для подводных съемок. Первое погружение – на прибрежную плантацию гребешка, надо вычистить огород от главного врага приморского деликатеса – морских звезд, это на глубине метров 10; Александр и Роман ведут такую прополку практически ежедневно. Второе погружение – на 17 метров, к коллекторам, где заложены личинки гребешка, трепанга, плоского морского ежа, надо посмотреть, не сорваны ли порядки штормом или заблудившимся сухогрузом. Третье – собрать плоских ежей, чтобы переместить к другому берегу, вдруг сформируется колония. 

Внимание к плоскому ежу – неслучайно, это как раз из новой морской фармакологии, из него делают гистохром, это вещество применяется при сердечных и глазных заболеваниях, свойства его еще изучаются. Не далее как в июне опубликована серия совместных научных статей работников Института Иньйо из Республики Корея и владивостокского ТИБОХа о перспективах новых комбинированных кардиолекарств на основе гистохрома.

А природный прототип – здесь, на дне бухты Троица. Плоский морской еж выделяет между своими иглами пурпурный пигмент, и вот как раз в этой фиолетовой жидкости и содержатся гистохромные крупицы, которые спасают людские сердца от инфаркта миокарда, а глаза от катаракты.

Владимир Ощенко, корреспондент: «Вот и есть тот самый плоский еж, из которого выделяют гистохром, на всю страну надо-то всего 800 граммов в год, его колют иглой прямо в сердце при инфаркте, спасает почти стопроцентно…»

Александр Катанцев, руководитель водолазной службы ТИБОХа, начинал еще с академиком Еляковым создавать этот уникальный фармацевтический завод в море. И это работа – штучная.

Александр Катанцев, руководитель водолазной службы МЭС ТИБОХ ДВО РАН: «На подготовку водолаза такой специализации уходит 2-3 года. Он должен знать, о каком виде говорит исследователь, как его взять, где искать. Недостаточно одних водолазных навыков, только опыт, который набирается, в книжках этого не прочитаешь».

Море еще только начинает открывать человечеству свои реальные секреты. И без бережного отношения к нему и к людям-профессионалам до этих тайн не добраться.

Источник: Вести Приморье

primorje