В рамках проекта «Инженерное образование» Учёба.ру поговорила о будущем инженеров с ректором Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии Игорем Анатольевичем Наркевичем.
Каково состояние инженерного образования в стране? Чего сегодня не хватает российским инженерам?
Если говорить об инженерном образовании в целом, то за прошедшие 20 лет мы многое потеряли, особенно в разрезе практической подготовки. Причин много. Очень важный элемент — техническое обеспечение учебной базы, не все вуз сегодня имеют материально-техническую базу того уровня, что у современных предприятий, куда будущие инженеры придут работать. В последнее время престиж к инженерным специальностям возвращается. Например, если рассматривать фармацевтическую промышленность, то за последние несколько лет появился ряд новых предприятий, часть старых претерпевает модернизацию. Для всех этих процессов требуются специалисты с инженерным образованием.
В задачи государственной программы «Стратегия Фарма 2020» входит не только развитие новых предприятий, но и совершенствование подготовки кадров. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что современному предприятию нужны кадры «нового поколения». Приоритетами в области подготовки молодых инженеров являются: ранняя профессиональная ориентация и популяризация научно-технического творчества, повышение престижа инженерных профессий, развитие навыков практического решения инженерно-технических задач, стимулирование интереса к сфере инноваций, выявление талантливой молодежи, привлечение работодателей к активному взаимодействию с вузами.
Отвечает ли этим задачам работа вашего вуза?
Можно сказать, что мы активно проводим работу по воплощению стратегии в жизнь: у нас профессиональный преподавательский состав, сильная теоретическая база, реализуются международные образовательные проекты с ведущими фармацевтическими компаниями мира Pfizer, Novartis, позволяющими осуществлять трансферт современных знаний технологии фармацевтической продукции, используются возможности международных программ взаимодействия вузов, с компаниями установлены соглашения не только в плане проведения полноценных практик различного уровня (учебных и производственных), но и развитие совместных кафедр и лабораторий. Так, например, на базе отечественной компании «Биокад» создана кафедра технологии рекомбинантных белков, в академии открыта биотехнологическая лаборатория компании Sartorius. В СПХФА строится Центр превосходства, который будет представлять собой единый комплекс для разработки лекарственных средств, начиная с моделирования и заканчивая опытно-промышленным производством масштабирования синтезов. В августе этого года академия первой среди вузов Северной столицы пополнила список партнеров фонда «Сколково»: подписан меморандум о сотрудничестве в вопросах коммерциализации новейших разработок лекарственных препаратов. И все это позволяет нам говорить о подготовке востребованных кадров и являться ключевым поставщиком фармацевтических кадров в России.
Стоит ли абитуриентам выбирать профессию инженера?
Если говорить о фармацевтической отрасли, то, безусловно, да. В первую очередь, потому что развитие фармацевтической промышленности — одно из приоритетных направлений государственной политики. И мы видим оживление в этом секторе производства.
Какие инженерные специальности предлагает ваш вуз и есть ли стажировки за рубежом?
В нашей академии инженерную подготовку проводит факультет промышленной технологии лекарств. С 2011 года обучение проводится по направлениям бакалавриата: «Химическая технология» и «Биотехнология», а с 2012 года академия осуществляет подготовку по программам магистратуры в рамках упомянутых направлений. Помимо различных видов практик, которые проводятся на фармацевтических, химических и биотехнологических предприятиях, лучшие студенты проходят стажировку на зарубежных предприятиях и в научно-исследовательских центрах. Так, например, наши студенты проходили стажировки на предприятиях компании Pfizer: на биотехнологическом предприятии в Ирландии, на предприятии по производству готовых лекарственных средств в Турции, на предприятии, занимающемся вопросами «холодовой цепи», расположенном в Великобритании, ряд стажировок был проведен в научно-исследовательских центрах компании в США. Компания Novartis предоставила возможность нашим ребятам проходить стажировку в учебном центре, расположенном в Базеле.
Чем отличается инженерное образование в России и на Западе?
История нашего инженерного образования, насчитывающая почти 300 лет, говорит о том, что важен бесценный опыт многовековой традиции передачи знаний из поколения в поколение. Сейчас это воспринимается как само собой разумеющееся, но это один из самых важных элементов и современного образования. Необходимо отметить, что наша система подготовки инженерных кадров избегает узкой специализации и отличается от западной, которая рассчитана на самостоятельную работу, высокую ответственность студента, большую нагрузку. Например то, что у нас называется курсовой работой и выполняется раз в год, там зачастую надо сдавать три-пять раз в семестр. На магистерских программах даже серьезным студентам из хороших вузов приходится трудно, но в большинстве случаев они все-таки справляются.
Отрасль-то требует, однако конкурентоспособную продажникам заработную плату дать не может…