В субботу, 12 сентября, в одном из подмосковных пансионатов фармацевтическая компания «Валента» чествовала молодых учёных, победивших в конкурсе исследовательских работ, посвящённых активно продвигаемому препарату «Фенотропил». Поначалу казалось, что это всего лишь необычная рекламная акция, но руководство фирмы опровергло журналистские домыслы и поведало о хитром плане на получение дивидендов через десять лет.
Формальным поводом для субботней встречи в загородном пансионате руководителей фармацевтической компании «Валента», учёных-медиков и журналистов стало подведение итогов конкурса «Свет знаний во имя здоровья человека», в котором соревновались молодые исследователи в получении новых знаний об оригинальном отечественном препарате «Фенотропил». Сам конкурс стартовал ещё в феврале 2007 года, но его финальная часть по разным причинам откладывалась. И вот, наконец, наступил тот самый час, а вернее, целых два дня расплаты фирмы с победителями, многие из которых, кстати, представляли региональные научные институты. В пятницу их развлекали в пансионате играми в бильярд и песнями под караоке, в субботу награждали премиями и чествовали на пышном банкете.
«Самое полезное в этом конкурсе то, что в кои-то веки собрались вместе психиатры, невропатологи страны. Получилось так, что в работах мы не конкурировали, а просто выполняли каждый свою часть исследования, в итоге при встрече нашлись общие темы для разговора, не чувствовалось ревностного отношения», — отметила в момент награждения за 2-ое место в номинации «Неврологические заболевания» представительница науки пермского государственного краевого учреждения «Центр комплексной реабилитации инвалидов» Анна Лебедева.
Организаторы в свою очередь восхищались работами конкурсантов, утверждая, что каждая достойна награды. И искренность похвал сомнений не вызывала: всё же исследовали учёные действие активно продвигаемого «Валентой» препарата «Фенотропил», и нашли, что помимо уже известных функций лекарство имеет и множество других свойств, делающих его эффективным в профилактике и терапии целого букета неврологических и психиатрических заболеваний. Конечно, производителю это очень понравилось.
Как закалялся бизнес
Впрочем, нас, журналистов впечатлили не столько гипотетически чудесные свойства рекламируемого препарата, сколько эмоционально-патриотическая история развития науки в коммерческой фирме «Валента», рассказанная заместителем директора фирмы, разработчиком того самого «Фенотропила» Валентиной Ахапкиной. Корни этой истории уходят в финансово-экономический кризис, разразившийся в России в конце 90-х годов прошлого столетия. В то время сотрудник Института медико-биологических проблем РАН Валентина Ахапкина, открывшая новый класс химических соединений — нейромодуляторов, и разработавшая на его основе первый оригинальный препарат «Филотропин», решила организовать собственный фармацевтический бизнес. Но совмещать науку и коммерческую деятельность оказалось очень тяжело. «В итоге через некоторое время я начала искать инвестора, которому смогла бы передать свои разработки, но поиски ни к чему не привели, — поделилась г-жа Ахапкина. — Я была полностью разочарована в российском бизнесе, и даже когда друзья порекомендовали надёжных партнёров в лице руководителей компании «Отечественные препараты», не сразу согласилась. Но когда всё же встретилась с ними, то поняла: эти красавцы, окончившие МГИМО, мыслят так же, как и я, переживая за будущее России. Я передала им исключительную лицензию на «Фенотропил» вместе с патентами и поставила условие: чтобы фирма развивала науку, и чтобы учёные, которых они берут на работу, зарабатывали не меньше своих европейских коллег. Всё было выполнено. Я тоже перешла работать в «Отечественные лекарства». За три года мы создали мощный департамент науки, и дело пошло. Недавно стали осваивать зарубежные рынки, в связи с чем зарегистрировали новое название компании — «Валента».
Адреналин и прибыль
О нынешнем финансово-экономическом кризисе уже менее сентиментально рассказывал генеральный директор «Валенты», наёмный венгерский специалист Ласло Шугар, заступивший в должность руководителя в сентябре прошлого года, когда банки уже начинали беспокоить своих заёмщиков по поводу возврата кредитов. «Чтобы избежать банкротства, пришлось сокращать сотрудников, по-новому выстраивать маркетинговую политику, договариваться об отсрочках с кредиторами, — на правильном русском языке с характерным европейским акцентом объяснял особенности своей управленческой политики г-н Шугар. — Трудно, но это же Россия! Работая здесь, получаю адреналин!»
Помимо адреналина, директор «Валенты» нацелен получать долгосрочную прибыль от производства и последующей реализации на внутреннем и зарубежном рынках оригинальных российских препаратов. Исходя из этого, он и выстраивает стратегию фирмы. «Посчитали, что производство дженериков — не перспективная модель ведения фармацевтического бизнеса. Она быстроокупаема, но не ведёт к развитию, — пояснил г-н Шугар. — С другой стороны, наш оборот небольшой, всего 100 миллионов долларов. Мы не можем себе позволить финансировать полный цикл создания препаратов, стоимость которого, по самым скромным оценкам, составляет 500 миллионов евро. Но мы держим в поле зрения как минимум пять разработчиков, у которых готовы купить патенты».
По признанию руководителя, выбор вариантов капиталовложений у компании, едва избежавшей банкротства, был невелик — инвестировать в производство, маркетинг, либо в науку. Было решено, что на начальном этапе два последних пункта окажутся менее затратными и принесут большую отдачу. Тот же конкурс с пафосным названием «Свет знаний во имя здоровья человека», организация которого стоила фирме порядка шести миллионов рублей, стал одновременно частью и маркетинговой, и научной стратегии. «Мы не боремся за такую однодневную прибыль как госзаказ, он у нас даже в планах не стоит, максимум составляет процентов десять от оборота, — признался г-н Шугар. — Борьбу ведём на другом фронте — за поддержку талантливых молодых учёных, медиков, которые через десять лет начнут задавать тон в своей области медицины. Методика просчитана с точки зрения бизнеса: предоставление возможности учёным удовлетворить своё научное любопытство в заданном нами направлении в конечном итоге приведёт к тому, что путём собственных исследований эти люди убедятся в эффективности нашего препарата при лечении заболеваний, в которых они специализируются. Конечно, можно было просто дать пятьсот рублей врачу в поликлинике, и попросить, чтобы он выписывал пациентам „Фенотропил“, но я же не могу закладывать такие сиюминутные меры в долгосрочную стратегию».
… А после серьёзных разговоров о стратегиях и перспективах начался банкет, во время которого мне показалось, что Ласло Шугар не просчитался: сплотившиеся в загородном пансионате неизбалованные вниманием бизнеса молодые учёные-медики, с большой долей вероятности и через десять лет будут рекомендовать своим пациентам препараты компании «Валента». Ведь не так уж много учёному надо для счастья.
«Наука и технологии России»