Хочешь жить – умей лечиться

0
1090

Под этим лозунгом российский рынок розничной торговли лекарствами шагал весь кризисный год с гордо поднятой головой. Казалось, что проблемы ритейла его не беспокоят…

Персональный угол зрения

Показателем устойчивости разных направлений бизнеса в кризис стала кадровая политика: сокращения лучше всяких отчетов иллюстрировали положение дел в компании. «Именно в тот момент, когда большинство фирм прекратило набор кадров и занималось чисткой рядов, фармацевтика была образцом спокойствия, — рассказывает Маргарита Удовенко, руководитель группы подбора персонала направления «Медицина/Фармацевтика» кадрового центра «ЮНИТИ». — Мы продолжали получать заказы на подбор специалистов. При этом уровень зарплат в отрасли не изменялся. Среди востребованных кандидатов — производственники и продажники. Если говорить именно о сетевой розничной торговле, то здесь спрос наблюдается не только на сотрудников среднего звена (например, управляющего аптекой), но и на рядовых специалистов — провизоров и фармацевтов».

С одной стороны, спрос обоснован недостатком квалифицированных кадров. По словам экспертов кадрового центра «ЮНИТИ», до сих пор число высших учебных заведений отрасли очень ограниченно. Основные из них — Московская медицинская академия им. Сеченова, Российский государственный медицинский университет, Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия. А ведь наличие профильного образования — одно из главных требований к таким специалистам.

Стоит заметить, что сегодня основная масса ритейлеров столкнулась с серьезными проблемами: недостаток собственных средств на развитие, реструктуризацию и погашение кредитов. В то же время аптечные сети растут: одни открывают новые аптеки, другие приобретают у конкурентов. Например, сеть «А5» с конца августа по ноябрь объявила о запуске 9 точек в Москве и 7 — в Московской области. «Активно развивается данный бизнес и в странах СНГ, — добавляет  Маргарита Удовенко. — Там до последнего времени превалировала традиционная система разрозненных аптек. Людей, развивавших и управлявших сетью масштабом от 50 торговых точек в республиках нет, поэтому компании  заинтересованы в привлечение такого рода специалистов из России. У нас есть успешно реализованные проекты по экспорту отечественных профессионалов фармацевтической отрасли».

«Кому война, а кому мать родна…» Неужели кризис помог фармацевтическому бизнесу?

По своим правилам

Проблема номер один для розничной торговли — падение покупательского спроса. Осень не оправдала ожиданий ритейлеров. Если обычно рост продаж в сентябре составлял до 40% относительно августа, то в этом году притока покупателей продавцы не заметили. И уже в октябре на витрины вернулись таблички «Распродажа». В аптеке же с наступлением осени очереди только выросли — грипп страшнее кризиса.

Основная причина, по которой фармацевтический рынок не ощущает прямого воздействия экономического спада, — сама природа предлагаемого товара. Люди не перестают болеть, испытывая финансовые трудности. Поэтому продолжают приобретать лекарства, независимо от уровня доходов. Резкого отказа от эффективных, но дорогостоящих средств не произошло, в отличие от остальной розницы, где элитные товары в разгар кризиса потеряли до 50% объемов продаж. Лишить себя хорошего виски и икры все-таки проще, чем надежды на быстрое выздоровление.

Однако на фоне общего снижения покупательской активности удорожание препаратов в аптеках, которое было зафиксировано в начале года, не смогло пройти незамеченным. Так, по данным отчета DSM Group, с января по август этого года цены на лекарства выросли на 15,2%. Кошелек больных оказался не бездонным. Стремительное подорожание привело к тому, что покупатели стали отдавать предпочтение более дешевым аналогам. Производители может и рады бы придержать цены, но зависимость от курса валют в отрасли слишком сильна. Как отметил Владимир Путин на недавнем совещании по стратегии развития фармацевтической промышленности в России, «в нашей стране лекарства производят около 350 предприятий, но их доля на рынке не превышает 20% в стоимостном выражении, остальное — импорт». Кроме того, более 80% сырья, используемого у нас в стране, привезено из-за границы.

В итоге, удорожание доллара и евро поставило под угрозу работу многих отечественных изготовителей. «В начале 2009 года наблюдалось снижение объемов производства, — рассказывает Ирина Катасонова, менеджер отдела исследования инфраструктуры рынка Центра маркетинговых исследований (ЦМИ) «Фармэксперт». — Одной из основных причин стало изменение курса валют, которое повлекло за собой повышение стоимости импортируемого сырья для производства готовых лекарственных форм. При этом кризисная ситуация на рынке также усложнила сбыт продукции, особенно в регионах — резкий рост цен и безработица негативно сказываются на объемах продаж. Но производителям удалось замедлить темпы снижения производства, наблюдаемого с сентября 2008 года, и с марта 2009-го прослеживается положительный тренд в отечественном фармпроизводстве. Таким образом, первые шаги по стабилизации данного рынка уже сделаны».

Действительно, в этом году планируется запуск остановленного в январе производства на «Красфарме», основу ассортимента которого составляют недорогие антибиотики, инфузионные растворы и кровезаменители. Причина восстановления работы одного из конвейеров — госзаказ на недорогую и актуальную для современного покупателя продукцию, повышение интереса к которой объясняется потребительскими предпочтениями.

Рост объема продаж менее дорогостоящей отечественной продукции и активная позиция российских производителей позволили увеличить долю препаратов локального производства. Их розничные продажи имели тенденцию к снижению на протяжении нескольких последних лет, а по итогам 1-го полугодия 2009 года показали рост. Например, российские компании «Фармакор», «Сотекс» и «Верофарм» отметили высокие темпы увеличения объемов производства по отношению к 1-му полугодию 2008 года.

Однако, по мнению главы комитета Госдумы РФ по охране здоровья Ольги Борзовой, изменения цен на лекарства в меньшей степени связаны с экономическим кризисом и колебаниями курсов валют, но в большей — являются следствием недостатка эффективного контроля ценообразования и государственных закупок лекарственных средств в субъектах РФ. И чтобы решить эту проблему, Минздравсоцразвития уже подготовил и передал на рассмотрение в Правительство РФ законопроект «Об обращении лекарственных средств», который предусматривает государственное регулирование цен на жизненно важные лекарства. Надо заметить, что в отраслевых ассоциациях попытались убедить чиновников в том, что документ нуждается в кардинальном пересмотре. Но получили ответ, в котором Минздравсоцразвития не разделяет их озабоченность. И до конца года правительство обещает решить судьбу данного законопроекта.

Есть ли лекарства от кризиса?..

Итак, радужная картинка будущего фармритейла понемногу тускнеет.  По данным розничного аудита DSM Group, «в августе 2009 года коммерческий рынок ГЛС (готовых лекарственных средств) упал на 1,9% по сравнению с июлем 2009 года». В натуральном выражении в августе он составил 282 млн. упаковок, что на 2,4% ниже, чем в июле 2009 года, и на 14% ниже, чем в августе 2008-го. За семь месяцев наблюдается снижение объемов потребления на 7,7%. Такая динамика ярко свидетельствует о влиянии кризиса на потребителя.

«Розничный рынок, на наш взгляд, в ближайшее время станет наиболее проблемным сегментом, — отмечает директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов, — темпы его роста из года в год колебались в интервале 18-27%. Столь бурное развитие провоцировалось постоянным увеличением цен на медикаменты, а также переключением населения на более дорогие препараты. Поскольку в результате кризиса потребители не спешат приобретать дорогостоящие лекарства, а ценовой фактор попадет под более жесткий контроль государства, розничный рынок лишается основных драйверов. Единый принцип ценообразования либо снизит цены, либо их зафиксирует. По прогнозам, в 2009 году рынок лекарств в денежном выражении увеличится на 25%. В начале года темп роста превышал 30%, однако уже в августе он замедлился до 20%. И в конце года ожидается интересная ситуация. Так как натуральное потребление фармпрепаратов не увеличивается и цены тоже существенно замедлили свой рост (с мая по сентябрь прослеживается даже их снижение), то в декабре 2009 года, впервые за всю историю российского фармрынка, начиная с 1991 года, мы сможем наблюдать отрицательную динамику объема продаж».

Жаль, но чудес не бывает, и аптечным сетям не удалось выйти из кризиса непобежденными. Хотя легкий минус — все-таки не самое катастрофичное падение. Важнее то, что не самым красивым способом — ростом цен — но российская фармацевтика привлекла к себе внимание власти. Пусть законопроекты нравятся не всем, а планы (например, «Стратегию развития промышленности на период до 2020 года» («ФАРМА-2020»),  утвержденную в конце октября) многие эксперты оценивают как утопические. Главное, кризис показал, что заниматься изготовлением и продажей лекарственных средств выгодно. У России же с ее изношенными производственными мощностями и пропадающей исследовательско-экспериментальной базой просторы для оздоровления очень широкие. Поэтому любые шаги навстречу российской фармацевтике со стороны государства и инвесторов должны помочь стать отечественному изготовителю, если не впереди планеты всей, то хотя бы более или менее конкурентоспособными на собственном внутреннем рынке.