Чтобы в стране была своя фармпромышленность, надо переходить на освоение полноциклового производства

0
779
Биотехнопарк Кольцово
Биотехнопарк Кольцово

В наукограде Кольцово Новосибирской области вот уже несколько лет активно развивается направление биофармацевтики: строятся лаборатории, административные здания, центр коллективного пользования. Также для развития перспективной отрасли в Новосибирском госуниверситете создается специальное направление магистратуры – биотехфармобразование. По сути, такой сегмент должен формировать уникальные компетенции региона. Но сейчас аналогичные проекты также развиваются в соседних Алтайском крае и Томской области. В чем же будет особенность новосибирского кластера? Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Биотехнопарк Кольцово» – амбициозный проект: площадка для компаний, занимающихся биотехнологиями, фармацевтикой и производством медицинского оборудования. Но, по словам авторов проекта, долгое время им не было понятно, что такое кластер и как его реализовать.

У мэра наукограда Кольцово Николая Красникова своя трактовка этого термина: «В слове кластер мне слышится – «классная территория». Для того чтобы его создать, мы поиграли во все государственные игры – наукоград, биотехнопарк, агломерация, особая экономическая зона…. Как только объявлялся конкурс на какой-то из этих статусов, мы подавали заявки и во всех этих «матрешках» участвовали, чтобы притянуть сюда инвестиции. Так как хорошая инфраструктура – это основа развития науки, поэтому рост кластера связан, в первую очередь, с гармоничным развитием территории, на которой он находится».

Сергей Нетесов, член-корреспондент РАН, проректор по научной работе НГУ рассказал, что ученые долго спорили о том, что должен представлять собой биофармацевтический кластер: «Когда впервые прошелся по определению, выяснил, что слово «кластер» подходит к девяти отраслям науки, экономики и так далее. В экономике кластер – это группа взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций, компаний, корпораций и университетов. Но для нас нужно было детальное определение, именно инновационно-образовательного кластера (который мы и создаем) – территориальный кластер с более значимой долей инновационного продукта, чем в стране в отрасли. Также это территория взаимодействия между образовательными учреждениями, бизнесом и производством».

Доктор биологических наук рассказал, что он с коллегами провел анализ фармацевтического направления в Сибири: «Специальность «биотехнологии» сейчас развивается в Томске, Новосибирске, Омске, на Алтае, в Кемерове, Красноярске и Иркутске. Там есть фармацевтические факультеты, но готовят на них в основном провизоров».

Сергей Нетесов отметил, что есть несколько исключений: «В барнаульском АлтГУ открыта специализация «биотехнологии» – она активно развивается, учебный центр оборудован хорошо, но дело в том, что в Алтайском крае нет вакцинного и диагностического производства. Только производство лекарственных препаратов на основе трав. То есть выпускникам потом негде работать. В томском политехническом университете тоже есть специальность «биотехнология», но она находится вообще в институте физики».

По мнению ученого, полноценные возможности для развития биотехнологического и биофармацевтического направления есть в Новосибирске: «В Академгородке, Кольцово созданы идеальные условия для развития всех трех компонентов треугольника Лаврентьева: наука – образование – производство. Только так возможно создавать инновационные продукты. Поэтому необходимо делать современные образовательные программы в Новосибирске, близко к предприятиям».

Для этого сейчас Сергей Нетесов с соратниками создают магистратуру биотехнопарка в НГУ. Еще одна причина интереса к фармацевтической отрасли – сложившаяся экономико-политическая ситуация в мире вокруг России и как следствие необходимость импортозамещения лекарственных препаратов: «Сейчас мы находимся в действительно уникальной ситуации: по производству лекарств на российский рынок приходится не более 25%. И то эта цифра сильно завышена, так как значительная часть от этих процентов в России не производится, а просто расфасовывается. Так что если мы хотим, чтобы у нас в стране была своя фармацевтическая промышленность, надо переходить на освоение полноциклового производства этих препаратов. Это, конечно же, невозможно без специалистов».

Именно поэтому, по словам ученого, вопрос подготовки кадров встал еще острее в последнее время. Предположительно, набор первых студентов в биотехнологическую магистратуру произойдет в следующем учебном году и, соответственно, выпуск – в 2017 году.

Алексей Низковский, начальник отдела программ территориального развития министерства экономического развития Новосибирской области отметил, что регион уже сегодня является центром компетенций в сфере науки и высоких технологий. При этом важную роль играют кластеры, способствуя росту инновационного потенциала, формированию новых предприятий и конкурентных преимуществ, а также привлечению инвестиций: «В прошлом году была создана программа государственной поддержки инновационных кластерных зон. Причем развитие биофармацевтического и IT-кластеров определяется министерством как приоритетное».