Что на самом деле выиграет победитель «гонки вакцин»?
В день, когда была написана эта колонка, Владимир Путин объявил о регистрации первой в мире вакцины от COVID-19. Правда, на ход «гонки вакцин» эффектное заявление российского лидера не повлияло. По данным ВОЗ, чудо- средство ищут около 60 стран, и нас ждёт много горячих новостей с этого увлекательного забега. Ставки высоки: создатель вакцины, которую мир признает безопасной и эффективной, получит признание и уважение на международной арене. Только ли на них рассчитывают участники?
Чтобы разобраться, нужно посмотреть, что произошло с мировой экономикой в период пандемии. Спад деловой активности вылился в падение ВВП (в США — на рекордные 33 %). Снижение мирового ВВП привело к падению спроса на ископаемые ресурсы, ударив по добывающим компаниям. На потребительском рынке кризис затронул сегменты, связанные с туризмом и транспортом. Сфера услуг и индустрия развлечений тоже пострадали.
Ситуация на товарных рынках зависит от глобального спроса, и чтобы, к примеру, цены на нефть пошли вверх, недостаточно усилий одной страны. Страны, которые смогут обеспечить себя надёжной вакциной раньше других, быстрее восстановят пострадавшие от пандемии отрасли. Вакцинация позволит выработать коллективный иммунитет и отказаться от тормозящих экономику ограничений. Эти страны быстрее вернутся к докоронавирусным показателям. Есть и другие мотивы стремиться к лидерству в гонке. Прежде всего политические. Нынешняя администрация США заинтересована в скорейшем создании американской вакцины и снижении количества заболевших, так как в ноябре в Штатах пройдут выборы президента.
Страна-победитель сможет улучшить отношения с государствами, куда будет поставлять вакцину в первую очередь. Препарат станет своего рода дипломатическим оружием.
Наконец, вакцина открывает путь на новые рынки. В США разрабатывается 47 препаратов. Предположим, местные производители смогут экспортировать 100 млн курсов лечения в год. Американская компания Moderna, которая недавно заявила о готовности выпустить 500 млн доз вакцин в следующем году, ранее объявляла, что курс лечения может стоить 60 долларов. В таком случае объём экспорта составит 6 млрд долларов.
Если ориентироваться на данные ВОЗ, то Россия с 11 проектами замыкает пятёрку стран-разработчиков, уступая США, Китаю, Великобритании и Германии. У нашей страны есть амбиции не только восстановить ключевые показатели экономики, но и наладить экспорт препарата, что укладывается в стратегию отечественной фармпромышленности. Российскими разработками начинают интересоваться за рубежом: РФПИ заявлял, что ведёт переговоры о совместном производстве вакцины с Бразилией и другими странами. Так что у нас есть шансы реализовать эти намерения.