В клинических исследованиях участвуют два типа лабораторий – центральные, имеющие медицинскую лицензию, а также биоаналитические, которые в настоящее время не требуют обязательного лицензирования или аккредитации в РФ. Применительно к первым, вступление России в единое пространство ЕАЭС не привело к каким-либо изменениям. А вот лаборатории биоаналитики при анализе образцов в рамках клинических исследований должны ориентироваться на соответствующие требования ЕАЭС.
В основном биоаналитические лаборатории были готовы к изменениям, особенно те, которые с момента утверждения Правил проведения исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов в рамках Евразийского экономического союза Решением №85 от 03.11.2016 адаптировали процесс анализа биологическим образцов в соответствии с требованиями Правил. Эта адаптация потребовала времени. Для тех же, кто проводил анализ биообразцов только в соответствии с требованиями Руководства под редакцией Миронова потребуется эти изменения вводить.
Однако возник и ряд трудностей, например, с трактованием некоторых регуляторных требований. Так, в соответствии с Приложением 6 Правил, нижний предел количественного метода определения лекарственного препарата в биологических образцах при исследованиях биоэквивалентности должен составлять не более, чем 5% от максимальной концентрации Cmax с уточнением «минимальной величины Cmax из всей выборки субъектов». Это значит, что на стадии разработки и валидации метода анализа лаборатория должна заранее спланировать, какие Cmax будут получены в ходе анализа исследуемых образцов. Но это далеко не всегда возможно и не всегда имеет смысл – например, в случае высоковариабельных препаратов. Зачастую это приводит к ситуации, когда по результатам всей биоаналитической части исследования лаборатория должна изменить метод и заново провести анализ.
Решение есть – собирать рабочие группы экспертов из соответствующей отрасли, выносить на общественное обсуждение такие специализированные документы. Сейчас этого не хватает.
COVID-19: клинические исследования в экстренных условиях
Не все медицинские лаборатории, которые были вовлечены в проведение клинических исследований препаратов от COVID-19, имели ранее опыт работы в клинических исследованиях, и не были полностью готовы. Это значительная дополнительная нагрузка на персонал. Кроме того, само требование Росздравнадзора о проведении расслепленного тестирования на COVID-19 (все анализы должны сопровождаться подробной информацией о сдавшем образец субъекте) привело к ситуации, когда нет возможности выполнить все требования принципов Надлежащей клинической практики, которые требуют обеспечения конфиденциальности участников клинического исследования, т.е. засплепления при сдаче анализов.
От лабораторий биоаналитики потребовалось организовать работу в ситуации, когда уже была информация о том, что вирус в течение некоторого времени сохраняется на поверхностях, и не было информации о передаче вируса через кровь. Соответственно этого совершенно другой уровень обеспечения безопасности персонала – ведь деятельность лабораторий биоаналитики не требует лицензирования и с биологической безопасностью там стандартно все гораздо проще. Также были новые требования к срокам проведения работы – постановку метода и анализ образцов требовалось провести в максимально сжатые сроки. Это был вызов, необходимо было найти баланс между выполнением всех регуляторных требований, обеспечению безопасности персонала и сроками работ.