По данным ВОЗ, с 1975 года число людей, страдающих от ожирения, утроилось, на данный момент более миллиарда человек в мире страдают от лишнего веса и свыше 4 млн человек ежегодно умирают из-за проблем со здоровьем, вызванным избыточным весом. Социальная значимость заболевания не могла не привлечь внимание фармацевтических компаний, и к 2022 году объем мирового рынка лекарств от ожирения составил $2,4 млрд. По мнению аналитиков, емкость рынка к 2030 году может достигнуть $150 млрд.

История «разработок» лекарств от ожирения берет свое начало со второго века нашей эры: греческий врач Соран из Эфеса рекомендовал своим пациентам принимать слабительные эликсиры, и это было «клинической рекомендацией лечения от ожирения» на тысячи лет. Первые примеры фармацевтического лечения ожирения появились только в 1920-м, когда тиреоидные гормоны стали популярным средством лечения ожирения у людей с эутиреозом, однако имели скромные показатели и имели серьезные побочные эффекты. В 1933-1938-х фармацевтические компании выпускали ЛП с высокотоксичным 2,4-Динитрофенолом (2,4-ДНФ, или просто ДНФ), лечение которыми приводило к образованию катаракты и поражений кожи, а также оказывало негативное влияние на костный мозг, центральную нервную систему и сердечно-сосудистую систему пациентов. К концу 1938 года ДНФ практически вышел из употребления, поскольку FDA получило право оказывать давление на производителей, которые добровольно отозвали его с рынка. С этого момента популярными препаратами для лечения ожирения стали амфетамины, которые были популярным способом похудения до конца 60-х годов и имели репутацию «радужных таблеток для похудения». Однако стало очевидно, что препараты имеют целый ряд побочных эффектов, и в 1967-1968 годах Сенат США даже расследовал причины ряда смертей среди пациентов, принимавших эти таблетки, что в дальнейшем стало одной из причин введения запрета на них.

С 1964 по 2009 год из продажи были сняты 25 препаратов против ожирения по соображениям безопасности, 23 из них действовали путем изменения функций химических нейротрансмиттеров в головном мозге, что становилось причиной психических расстройств, сердечных заболеваний или наркотической зависимости.

Прорыв в отрасли произошел в 2014 году, когда в ходе лечения диабета второго типа семаглутидом от Novo Nordisk было замечено, что пациенты теряют вес. В исследовании New England Journal of Medicine говорилось, что лираглутид в составе препаратов является аналогом глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1, или ГПП-1), который вырабатывается в кишечнике и отвечает за чувство сытости в организме. В 2017 году группа ученых из Лидского университета заявила о возможной эффективности семаглутида при лечении ожирения. В октябре 2017 года Консультативный комитет FDA единогласно одобрил ЛП. В декабре 2017 года инъекционная версия под торговой маркой Ozempic была одобрена для использования людьми с диабетом в США, в феврале 2018 года Ozempic получил одобрение от EMA. Однако Novo Nordisk после обнаружения «побочного эффекта» продолжил исследование препарата, но уже в качестве ЛС от ожирения. И в итоге в середине 2021 года FDA одобрило версию с более высокой дозой для инъекций Wegovy в качестве лекарства от ожирения для долгосрочного контроля веса у взрослых.

У Novo Nordisk также есть противодиабетическое ЛП лираглутид по торговому наименованию Saxenda, который представляет собой агонист рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (агонист рецептора ГПП-1). В КИ, которое длилось год, Saxenda показала средний результат по всем испытуемым (3731 человек) в 5-10% потери веса в зависимости от дозировки препарата. У пациентов, принимавших Wegovy, в 30% случаев (1961 человек) показатели потери веса были более 20%, у 48% – 15%. Сейчас Novo Nordisk разрабатывает двухкомпонентный препарат CagriSema, который снижает массу тела на 15,6% через 32 недели в ходе второй фазы испытаний на диабетиках с избыточным весом.

Чистая прибыль компании уже за первый квартал 2021-го выросла на 6%, а за весь год чистая прибыль составила 47,76 млрд датских крон, что на 5 млрд больше показателей 2020 года. За последние пять лет капитализация производителя выросла более чем на 203% и составила около $327 млрд. Чистая прибыль за тот же период увеличилась почти на 35% и достигла рекордных $7,9 млрд по итогам 2022 года.

Аналитики расходятся в оценке роста рынка. Так, по данным Morgan Stanley, американской банковской холдинговой компании, которая также предоставляет разнообразные финансовые услуги, объем мирового рынка лекарств от ожирения в 2022 году составил $2,4 млрд, а к 2030 году он может достигнуть $54 млрд. Однако данные аналитиков Reuters указывают на объем $100 млрд к 2030-му. По мнению глобальной инвестиционно-банковской компании Jefferies, потенциальный объем рынка в три раза больше и может составлять $150 млрд к 2031 году, что сделает лекарства от ожирения второй по продажам категорией медицинских препаратов после лекарств для лечения рака ($185 млрд в 2021 году).

Novo Nordisk является лидером рынка, но не единственным участником. Серьезную конкуренцию датскому производителю составляет Eli Lilly: ее препарат Mounjaro (тирзепатид), используемый для лечения диабета, в апреле 2023-го успешно прошел третью фазу клинических исследований в качестве средства для борьбы с лишним весом и к концу года может получить одобрение американского регулятора. Аналитики Wall Street оценивают потенциал годовых продаж препарата в $25 млрд, а Bank of America – в $48 млрд. Для сравнения: общая выручка Eli Lilly по итогам 2022 года составила $28,5 млрд. Таким образом, препарат может обеспечить почти двукратный рост доходов компании. Но это не единственный препарат компании в борьбе за место в быстрорастущем рынке: в конце июня 2023-го Eli Lilly заявила, что промежуточные испытания препарата-кандидата от ожирения нового поколения Triple G, ретатрутид, показали, что ЛП приводит к потере веса до 24,2% через 48 недель, превосходя результаты, наблюдаемые при применении других препаратов для похудения.

Уже в июле 2023 года Eli Lilly купила биофармацевтическую компанию Versanis за $1,93 млрд с целью расширения своего ассортимента лекарств для борьбы с ожирением. В настоящее время экспериментальный препарат Versanis – бимагрумаб – проходит испытания вместе с конкурирующим препаратом для снижения веса от Novo Nordisk.

В мае 2023 года датский фармпроизводитель Zealand Pharma сообщил о промежуточных результатах второй фазы исследований своего экспериментального препарата, предназначенного для лечения ожирения. В среднем препарат под кодовым названием BI 456906 смог снизить вес испытуемых на 15% в течение 46 недель, сообщается на сайте компании.

Один из участников гонки разработок ЛП против ожирения – Pfizer, у компании было два претендента: дануглипрон и лотиглипрон. В конце июня 2023 года стало известно, что компания отказывается от дальнейших разработок лотиглипрона из-за результатов лабораторных исследований, которые показали высокий уровень ферментов печени у пациентов во время клинических исследований. Аналитик SVB Securities Дэвид Райзингер отметил, что эта новость «очень негативно повлияла на восприятие» препаратов Pfizer для похудения. Однако у компании есть еще один претендент. Генеральный директор Pfizer Альберт Бурла заявил, что таблетки от ожирения в итоге могут стать продуктом Pfizer стоимостью $10 млрд в год после «эры» вакцин против коронавирусной инфекции, которая принесла американскому производителю баснословные 100 млрд в год.

Компания Structure Therapeutics разрабатывает пероральные препараты (GPCR) от ожирения, которые, по ее словам, проще в производстве, чем нынешние инъекционные препараты. Ведущий кандидат от Structure Therapeutics, GSBR-1290, предназначен для связывания и активации рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1R), как и препараты Novo Nordisk и Eli Lilly. Однако, в отличии от них, GSBR-1290 является небольшой молекулой и менее затратен в производстве, и пациентам легче принимать его один раз в день в виде таблетки. Исследования первой фазы прошли успешно, по планам компании вторая фаза должна начаться с середины 2023 года. Производитель смог привлечь $161 млн инвестиций уже к началу 2023 года. К тому же стоимость ЛП, скорее всего, будет ниже, чем у остальных игроков. «Существует возможность для более выгодных цен. Доступность действительно важна для нас», – сказал генеральный директор Structure Рэй Стивенс.

Действительно, фактор стоимости стал большим камнем преткновения между пациентами и компаниями. Так, стоимость Wegovy в США составляет $1350 в месяц, пациенты, использующие Mounjaro, платят более $1000 в месяц. Даниэль Тушетт, директор Центра фармакоэкономики Иллинойского университета в Чикаго, считает, что это связано с фармацевтическими патентами: к примеру, патент на семаглутид закончится к 2032 году. «У них очень мало времени, чтобы возместить все расходы, которые они вложили. Поэтому они будут брать столько, сколько смогут», – добавил он. Стоимость ЛС в Европе существенно ниже, чем в США, в Германии это чуть больше €300 в месяц, но основной рынок препаратов от ожирения именно США, где от заболевания страдает 40% населения, которые нуждаются в постоянной терапии.

В настоящее время Medicare, национальная программа медицинского страхования в США для лиц от 65 лет и старше, не покрывает лекарства для похудения, как и большинство страховок, спонсируемых работодателями. Общественность ведет переговоры с работодателями, производителями, страховыми компаниями о возможности покрытия лечения данными препаратами страховками, но, учитывая все факторы, новыеы препараты для похудения могут оказаться самыми дорогими из тех, что покрывают страховщики.

The New Yorker сообщает, что Novo Nordisk и Eli Lilly ежегодно тратят примерно $10 млн на лоббирование закона о борьбе с ожирением, который ежегодно с 2012 года вносится на заседаниях Конгресса и требует от Medicare включить в медицинскую страховку покрытие на скрининг и лечение ожирения препаратами, которые одобрены FDA. Если закон будет изменен, Morgan Stanley прогнозирует, что к концу десятилетия доходы США от таких лекарств увеличатся в 400 раз. Ожирение может «стать следующей категорией блокбастеров в фармацевтике».