Павел Богомолов

Одна из ключевых проблем системы здравоохранения — почти повсеместное отсутствие контроля результатов оказания медицинской помощи. Медицинская статистика уделяет большое внимание количеству консультативных приёмов, исследований, госпитализаций и при этом не отслеживает эффективность лечения и его влияние на исход болезней. Но какая разница, сколько раз больной был у врача, если это не привело к выздоровлению?

Это создаёт благоприятную среду для распространения малоэффективных схем лечения, расходования гигантских средств, но не помогает пациентам сохранить здоровье.

Ситуацию можно исправить, объединив усилия медиков и производителей лекарств. Если бы врачи и фармотрасль услышали друг друга, то первые получили бы эффективную современную терапию для пациентов, а вторые смогли бы неплохо заработать.

Ярким примером подобного взаимодействия был эксперимент по организации лекарственной терапии гепатита С в Московской области три года назад в мою бытность главным гепатологом региона.

Московская область первой из субъектов федерации сделала диагностику и лечение вирусных гепатитов максимально доступными. Финансирование осуществлялось за счёт программы ОМС, сама медпомощь была стандартизирована: мы разработали детальные алгоритмы постановки диагноза и лечения. Была выстроена маршрутизация больных, позволяющая верифицировать диагноз, система сбора и анализа информации о пациентах с заболеваниями печени, а также равный доступ больных к лечению: противовирусная терапия пациентов с хроническими вирусными гепатитами осуществляется более чем в 50 медорганизаций Подмосковья.

Важнейшей задачей также было обеспечение больных высокоэффективными лекарствами. К сожалению, в нашей стране пациентам с заболеваниями печени чаще всего назначают гепатопротекторы. Отсутствие доказанной эффективности этих препаратов в глазах многих медиков и пациентов компенсирует их невысокая цена. Исправление последствий такого сомнительного лечения обходится многократно дороже. Гепатопротекторы долгое время в огромных количествах закупались для лечения заболеваний печени в Московской области. Необходимо было изменить ситуацию.

С учётом выстроенной системы оказания медицинской помощи регион был интересен фармкомпаниям, что обеспечивало нам хорошую позицию в переговорах с потенциальными участниками проектов. Мы договорились с компанией «Биокад» о реализации проекта риск-шеринга в Московской области в части лечения больных хроническим гепатитом С. Была применена модель исход-зависимого разделения ответственности между медорганизациями и фармпроизводителями. Поставщик получал деньги только за те препараты, которые излечат от гепатита С.

В этом эксперименте «Биокад» не получил оплату за лекарственные препараты на сумму около 5 млн рублей. Но сотрудничество, позволившее обеспечить большое количество больных высокоэффективной терапией, всё равно было для него выгодным. Сегодня в структуре закупок по разделу «гепатология» в регионе нет места препаратам с недоказанной эффективностью, в ней превалируют высокоэффективные препараты.

За последние три года противовирусную терапию получили 9 685 пациентов с гепатитом С. В Подмосковье заболеваемость хроническим гепатитом С в три раза ниже, чем в среднем по России. А это в среднесрочной перспективе гарантирует снижение частоты циррозов и рака печени.

Эксперимент показал, что фармкомпании готовы участвовать в проектах, которые принесут им прибыль в среднесрочной перспективе. Вопрос в проактивной позиции врачебного сообщества. Если организаторы здравоохранения хорошо понимают структуру заболеваемости, потребность населения в соответствующих профилактических, диагностических и лечебных технологиях, а также могут четко сформулировать свой запрос, то население получит эффективную лекарственную терапию, а фармкомпании смогут достичь своих финансовых целей. Аргументированный диалог врачебного сообщества и фармкомпаний — первый шаг к переходу отечественного здравоохранения от процессного мышления к ориентации на результат.