В мае премьер-министр России Михаил Мишустин отметил, что развитие фармацевтической отрасли является одним из приоритетов работы правительства. И действительно, в 2022 году был инициирован целый комплекс мер государственной поддержки, ориентированных на фармацевтическую, химическую и медицинскую промышленность.
В начале года был принят законопроект о мерах поддержки российской экономики в период санкций. Внесенные изменения позволили изменить процедуру перерегистрации цен на медикаменты из перечня ЖНВЛП, в том числе и в случае «изменения курса иностранной валюты». Еще одной мерой поддержки стала более быстрая регистрация российских аналогов зарубежных препаратов. Законопроект допускает применять «упрощенную схему» регистрации для ЛС, которые рискуют уйти с рынка в связи с введением ограничительных мер экономического характера.
Кроме того, Минпромторг России выступил с инициативой компенсировать часть затрат на сертификацию продукции фарм- и медпромышленности на внешних рынках, а также предоставить фармпредприятиям льготные банковские гарантии. Министерство также разработало механизм поддержки фармотрасли, предусматривающий предоставление субсидий российским производителям препаратов на разработку и получение регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, защищенные на территории Российской Федерации иностранными патентами.
Минпромторг России также регулярно проводит работу по донастройке существующих и запуску новых мер поддержки несырьевого неэнергетического экспорта, в том числе экспорта ЛП. В России реализуется нацпроект «Международная кооперация и экспорт», в рамках которого отечественные экспортеры могут воспользоваться широким набором инструментов поддержки. Наиболее востребованные меры – субсидия на транспортировку, различные механизмы льготного кредитования, субсидии на сертификацию продукции к требованиям внешних рынков, субсидии на НИОКР и омологацию продукции.
Активно применялась и программа «Приоритетные проекты» Фонда развития промышленности (ФРП). Так, например, в этом году экспертный совет ФРП одобрил займы на открытие завода по производству препаратов для лечения астмы и редких заболеваний, создание импортозамещающего производства биологических субстанций, запуск линии по производству препаратов для лечения рака, ВИЧ, сахарного диабета, тромбов, туберкулеза и др.
Какие меры государственной поддержки были наиболее востребованы фармрынком в 2022 году? Какие еще меры господдержки ожидает отрасль?
Сейчас мы не столько думаем о новых возможностях, сколько работаем над тем, чтобы российские пациенты не остались без препаратов, которые потенциально могут уйти с рынка.
Правительство уже предприняло ряд мер по ускоренной регистрации дефектурных препаратов. Но на мой взгляд, нужно идти дальше, смотреть, какие есть оригинальные препараты у российских производителей — именно этим лекарствам нужна регистрация и помощь регулятора.
В 2022 году мы, как и многие компании, воспользовались государственной поддержкой в виде льготного кредита для бизнеса и льготного тарифа на эквайринг, за что очень признательны регуляторам. Благодаря возможности воспользоваться кредитом ряда банков на льготных условиях в бизнесе стабилизировалась ситуация, когда были разорваны цепочки «товар – оплата — товар». У нашей компании появилась уверенность в том, что она сможет выполнить свои обязательства перед партнерами при любых обстоятельствах.
Что касается льготных тарифов на эквайринг, то данная мера также стала серьезным подспорьем. Считаем, что срок их действия необходимо продлить, а может быть, сделать их бессрочными. Для бюджета розницы это необоснованно очень дорогая статья, которая, к примеру, в сети «Ригла» сопоставима со стоимостью аренды помещений.